Сушка крокодила в позе бегущего египтянина, или армия с точки зрения психологии
Помните слова Шарикова, героя произведения Михаила Булгакова «Собачье сердце», красноречиво заявившего, мол, «на учет возьмусь, а служить не пойду»? Как в воду глядел. Это уже даже и не цитата из классика, это принцип, норма, если хотите - лозунг современного поколения людей призывного возраста.
Помните слова Шарикова, героя произведения Михаила Булгакова «Собачье сердце», красноречиво заявившего, мол, «на учет возьмусь, а служить не пойду»? Как в воду глядел. Это уже даже и не цитата из классика, это принцип, норма, если хотите - лозунг современного поколения людей призывного возраста. Вот и получается, что 1 октября - день очередного рождения двух национальных армий - армии Вооруженных сил Российской Федерации и армии шариковых.
По данным министра обороны России Сергея Иванова, из общего числа граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, в 2005 году в армию были призваны всего 9,1 процента человек. Можно вспомнить, к примеру, 1994 год, когда эта цифра составляла 27 процентов. Отсюда и выходит, что армия шариковых ширится и растет - нетрудно подсчитать, что год назад ее численность составила 90,9 процента призывников.
Сейчас об этой грустной статистике упоминать решается не каждый. Словно действует кем-то установленная и быстро прижившаяся схема: до призыва и после - можно, но в преддверии и уж тем более в процессе - не стоит. И находится среднестатистический 18 - 26-летний приморец на распутье - в какую же армию пойти…
В ожидании старта очередного призыва мы попытались разобраться во всех тонкостях сегодняшнего армейского быта. Понятно, что об этом уже написана не одна тысяча страниц, и все же.
Как в армии борются с неуставными взаимоотношениями? Возможно ли победить дедовщину? Поможет ли введение института военных священников или военной полиции? На эти и другие вопросы нам ответил человек, который изучает такой феномен, как неуставные взаимоотношения, уже более 20 лет - с тех пор, как сам, будучи матросом, испытал весь ужас неуставных отношений, - военный психолог, капитан 2-го ранга Олег Крыжановский.
- Олег Алексеевич, вопрос, который волнует сегодня многих: почему молодые, крепкие парни, попадая в армию, не могут дать отпор «дедам»?
- Давайте сначала разберемся в самом процессе подчинения «духов» старослужащим. Как показывает мой опыт, молодые призывники всегда по дороге в часть договариваются держаться друг за друга. Они приезжают в часть в полной уверенности, что вместе смогут за себя постоять. Первые два дня (иногда больше) их никто не трогает - расспрашивают о жизни на гражданке и т. п. Но потом наступает так называемая Третья ночь духов. Те, кто прослужил больше года - «черпаки» в армии и «борзые караси» на флоте - боевой отряд дедовщины, разобщают «духов». Их поднимают, сгоняют подальше от офицерских глаз и строят. Затем начинают объяснять, что если жить по уставу, можно сойти с ума, что они ничего не знают и не умеют. «Духам» говорят, что нужно потерпеть всего полгода - делать грязную работу, стирать «дедушке» форму, а также ежедневно приносить деньги и сигареты. Через полгода они станут «карасями» (на флоте) - не надо будет раскошеливаться, останется только делать грязную работу. Еще через полгода они дембеля.
- А если кто-нибудь не согласится?
- Тут фантазия «годков» заходит довольно далеко. Могут просто ударить, могут устроить «сушку крокодила» или «воздушную баночку».
- Расскажите об этом подробнее.
- «Сушка крокодила» - это когда солдата кладут на три табуретки и поочередно вынимают их из-под него. Когда бедолага не выдерживает, бьют. «Воздушная баночка» - заставляют «сидеть без стула» минут 15 -20. Возможно, такое устроили в Челябинском танковом училище с Андреем Сычевым - человек начинает уставать, ерзать, за это его бьют по лодыжкам.
На самом деле существует довольно много изощренных способов смирить непокорного солдата - бить клиньями и табуреткой по ягодицам в позе «бегущего египтянина» и т. п. А пока над ним проводят экзекуцию, все остальные отжимаются. И при этом они ненавидят именно того «бунтаря», а не «дедушек».
- Как же тогда бороться с дедовщиной?
- Сначала разберемся, что представляет собой армия с точки зрения психологии. Это так называемый тотальный институт. Армия по степени тотальности находится где-то посередине между местами лишения свободы (зоной) и монастырем. А степень дедовщины зависит от уровня тотальности и духовности в той или иной части. Если осуществить перевод на контрактную армию без ошибок и перегибов, то армия будет более открытой - воин сможет более свободно уходить из части, жить нормальной жизнью, иметь семью. Кстати, присутствие женщин обязательно в жизни военнослужащих.
Например, однажды провели такой эксперимент - в клетке оставили только группу обезьян-самцов. Так они тут же выстроили иерархию наподобие тюремной. Дедовщина заложена в человеческой природе. Дедовщина - проявление животного начала. Чем более закрытый коллектив, тем в большей степени она проявляется. В тотальном коллективе для человека главная и основополагающая ценность - место во внутренней иерархии взаимоотношений. Все остальное отходит на другой план. Если у военнослужащего появится, например, девушка, то его будут занимать другие проблемы.
- Но почему в армии не может быть нормальных человеческих взаимоотношений?
- Знаете, высокую духовность и нравственность привить в воинском коллективе трудно. Этому мешает то, что люди как стадные существа следуют мнению и примеру других людей. Это еще называют эффектом лемминга - все делают, и я делаю. Иначе это можно назвать конформизмом, когда для человека мнение окружающих - доминирующее. Если бы этого явления не было, люди бы давно уничтожили друг друга. Поймите, любой коллектив, в том числе и воинский, имеет свойство делиться на микрогруппы. Вот, например, рота - 120 человек. Там - масса микрогрупп по общности - землячеству, религии и т. д. Какая-то микрогруппа в любом случае будет доминирующей. Вот, например, «духи» - они становятся бесправными членами коллектива. Им говорят, что все через это прошли, и «духи» с этим мирятся на время. Если бы им сказали, что это навсегда, то они бы, наверное, бунтовали и не было бы адаптивного поведения. Они, в свою очередь, думают, что через год оторвутся на других.
- А почему офицеры, как наделенные властью в вооруженных силах, не могут взять ситуацию под контроль?
- Тут все зависит от того, как офицер поступит. Бывает, вызывает офицер «годка» и начинает ему объяснять, что плохо бить сослуживцев. В ответ чаще всего упрек: «А где вы были, когда мне устраивали «сушку крокодила»? Если бы вы меня тогда защитили, я бы так не поступал». И он имеет абсолютное моральное право так говорить!
- Что же тогда делать офицеру?
- Главная задача - вырастить молодое поколение, менее страдавшее от дедовщины. Наиболее благоприятный для этого момент - когда происходит «смена поколений», микрогрупп. Те, кому осталось служить месяц, мысленно уже дома. Борьба за власть их не интересует. А в это время в среде «черпаков» созревает будущий лидер. Обычно им становится самый отчаянный «гопник». А «дембель» никогда не отдаст выстраданное лидерство. На Тихоокеанском флоте был такой случай, когда командир части с замполитом начали кампанию против «дембелей». Так солдаты написали письмо командующему ТОФ, что командир пьянствует, а замполит сексуально домогается подчиненных. Хорошо, что во всем разобрались и не полетели погоны. «Дембеля» в этот период уже не имеют жесткой мотивации сохранить власть. Их нужно отстранить от дел - пригрозить «шмоном» (каждый «дембель» хранит или «дембельский альбом», или гражданскую одежду, а уставом это запрещено). Можно пригрозить завести уголовное дело по факту дедовщины, а это значит что «дембель» «зависнет» в части еще на пару месяцев. В отличие от зоны «дембель» не оставляет преемника, поэтому офицер должен выдвинуть на его место «положительного» кандидата.
- Неужели удастся сменить лидера, находясь «снаружи» коллектива?
- Конечно, и при этом никто даже и не поймет, что происходит. Достаточно только грамотно изучить коллектив, определить тех, кого надо «поднять», а кого «опустить». «Дембеля» нельзя поставить на чистку гальюнов, от такой потери уважения иногда происходят суициды. А вот «черпака» - можно, он еще боится показать свою власть. Кроме этого существует еще много способов вырастить лидера - назначать старшим, не ставить на грязную работу, присвоить звание «старший матрос». Таким образом, в коллективе образуется нормальный лидер и его микрогруппа. В результате дедовщина ослабеет.
- Применяются ли такие методы на практике?
- Дело в том, что не все офицеры обладают достаточными знаниями, чтобы так работать с подчиненными. К примеру, на факультете военного обучения ДВГУ офицеры-воспитатели проходят переподготовку. Их вместе со студентами военной кафедры учат изучать коллектив, распознавать девиантное поведение. Однако сегодня как этот факультет, так и многие другие военные кафедры, где готовили специалистов по воспитательной работе, закрываются. Откуда взяться грамотным офицерам? А ведь именно от офицера, а не от священника или военного полицейского, зависит климат в коллективе.
- Кстати, о священниках. Как вы считаете, они реально могут помочь в данной ситуации?
- Если мы проделаем все, о чем говорили выше, то дедовщина ослабеет, но не исчезнет. Теперь надо будет переходить ко второй составляющей - привнести в коллектив нравственные ценности. Конечно, здесь священники могут помочь, однако для этого нужно подготовить почву. Для тех, кто на гражданке был «гопником» и наркоманом - а таких в армии больше, чем «ботаников», нет ничего хуже, чем, к примеру, учить наизусть стихи. Что же говорить о высоких духовных ценностях! Нужно «поднять» в лидеры человека, который хотя бы будет слушать проповеди и читать книжки. Тогда все остальные примут ценности лидера. После этого можно приглашать и священника, и библиотекаря, и ветерана. Тогда в коллективе будут нормальные ценности, можно будет насаждать духовность.
- А вы можете представить армию без дедовщины?
- Дедовщина в той или иной форме останется. Она будет выражаться в простом подчинении младших старшим, но не будет системы - «воздушных баночек», «сушки крокодила», вымогательства денег. Не будет зверств.
- То есть дедовщина - естественное явление для современной российской армии?
- На сегодняшний день - да. Эта система возникла тогда, когда в обществе резко упала мораль. Примерно в 60 - 70-е годы прошлого века. Раньше дембелей распекали на комсомольском собрании, и они плакали! А в середине 60-х началось размывание коммунистических ценностей. На первый план начали выходить материальные интересы. В армию стали брать бывших зеков. И они привнесли туда свои ценности, свою «обезьянью» схему. И она там прижилась, потому что когда идеология умирает, на пустое место стягивается все низменное, что есть в человеке. Я еще раз напомню, что армия - зеркало общества. Если в армии будут солдаты, которые никогда не видели Третью ночь духов, то зверств и издевательств в вооруженных силах не станет.
И еще один момент. Как известно, с 1 января 2008 года срок службы по призыву будет сокращен до 12 месяцев. Здесь интересным кажется следующее - что такое 2008 год? Нам обещают нынешние власти то, что, может, будет, а может, и не будет делать власть будущая? Ведь и президент к концу вышеназванного года будет другой, и возможно, министерство обороны претерпит кадровые перемены. Есть, конечно, вероятность того, что президентом станет выходец именно из министерства обороны. Но это только мнение.
Получается так, что мы, как и всегда, ждем сами не зная чего и надеемся на русский «авось» - а вдруг дедовщины к тому времени и не станет, а вдруг служить один год окажется намного легче, а вдруг наши пацаны перестанут гибнуть не от врага, а от, казалось бы, боевого друга… Не надеяться надо, а разбираться в самой сути этих проблем, не ругаться втихаря и публично на военных, а спрашивать с них, выходить на диалог.
Написал это все, а сам представил, как Вооруженные силы Российской Федерации сошлись с созданной в моем воображении армией шариковых на каком-нибудь ратном поле. Бились день, бились другой… Вооруженные силы редели, армия шариковых полнилась день ото дня. А над этим всем восседало высшее начальство и составляло кривые и графики очередного призыва…
Автор: Яков МАКСИМОВ, студент ДВГУ, специально для «В»