Выставка книжных достижений

"Все мы родом из детства и тех книг, которые читали, из тех городов, в которых жили, тех компаний, которые нас признавали или не признавали. Мне повезло со средой, интеллигентные родители уравновешивались весьма своеобразной компанией на улице, так что я росла здоровым ребенком и книжки читала разные, не только узкодетские. В 9-м классе просмотрела всю библиотеку мировой литературы..."

29 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2024 от 29 сент. 2006

Окончание. Начало в пятничном номере за 22 сентября.

На Московской книжной ярмарке читают все. И даже грузчики

Вадим ПАНОВ, писатель, автор серии фэнтези «Тайный город»:
- Я пишу антикиберпанк. Чем занимается герой киберпанка? Он  такой хакер-одиночка, который бросает вызов не только миру в целом, но и разного рода корпорациям и выполняет свою миссию.

Я же в серии «Тайный город» иду от противного - предлагаю взгляд корпораций на героя-одиночку и то, что он делает, и результаты его деяний.

Однако серия «Тайный город» вряд ли будет продолжена. Все, что мог, я в ней уже сказал. Что касается ближайших планов, возможно, вернусь к классической мистике и опубликую наконец-то сборник рассказов, который лежит у меня на столе уже несколько лет.

Да, по «Тайному городу» хотели сделать фильм и ко мне даже обращались с таким предложением, но я сразу ответил: фильм, как вы понимаете, господа киношники, должен быть дорогим, с большим количеством спецэффектов, если у вас есть на такой деньги - давайте снимать. Они как-то замялись и ушли…

Диана де ШАРМЭЛЬ, психолог, автор книги «Коварные женские штучки, или Что должен знать о женщинах мужчина, чтобы не остаться в дураках»:
- Говорят, что женщины не делают мужчин дураками, они работают с уже готовым материалом.  Но я написала свою книгу не столько для мужчин, ибо раскрыть все женские секреты просто невозможно, у хорошей женщины их огромное множество, а потому, что мужчинам необходимо, чтобы кто-то ясно и доходчиво рассказал им о том, чего же хотят женщины…

Благо в материале для книги у меня проблем не было: я много работала в газетах и журналах, вела колонки о взаимоотношениях полов, отвечала на вопросы. Кроме того, занималась НЛП-практиками, хотя назвать себя дипломированным психологом не могу, да и не в этом моя цель. Моя цель - помочь мужчинам и женщинам найти ту форму совместного сосуществования, в которой им будет комфортно находиться вместе. Возможно, для кого-то это брак, для кого-то - встречающаяся семья, неважно. Важно, счастливы ли те двое, что образовывают пару.

Дина РУБИНА, писатель, автор книг «На солнечной стороне улицы», «Вот идет мессия», «Ангел конвойный»:
- У меня очень странная писательская судьба. Почему-то меня всегда спрашивают, ношу ли я черные шляпы, как мои героини, или насколько мои книги биографичны. Знаете, от души завидую тому писателю, который в двух словах сможет сказать, какую часть себя он вложил в свои книги, или пересказать их содержание в двух словах.

Все мы родом из детства и тех книг, которые читали, из тех городов, в которых жили, тех компаний, которые нас признавали или не признавали. Мне повезло со средой, интеллигентные родители уравновешивались весьма своеобразной компанией на улице, так что я росла здоровым ребенком и книжки читала разные, не только узкодетские. В 9-м классе просмотрела всю библиотеку мировой литературы.

Я к чтению отношусь, как кошка, которая ищет нужную травку на лужайке. Могу открыть книгу, прочитать совсем немного, отложить, затем вернуться. Коллег своих по цеху читаю мало, например, Людмилу Улицкую, мы с ней дружны. А вообще, писательская профессия нерадостная и неблагодарная, поэтому я стараюсь не бросать камней в своих коллег.

Наталья НУСИНОВА, писатель, автор книги «Приключения Джерика»:
- Знаете, у каждой мамы бывает такая минутка, когда ребенок спрашивает: мам, а как ты была маленькой? Еще 15 лет назад на этот вопрос было очень легко ответить, достаточно снять с полки Драгунского, например, или другую книгу и сказать: а давай вместе почитаем, как было в моем детстве. У мам, родившихся в Советском Союзе в 80-х годах, таких возможностей почти нет. Ну не было книги о том времени - для детей. Я написала. Она не только о людях, но и о собаке, Джерике, который объединял нашу семью, был большой частью мира моего детства. Кстати, в книгу нам пришлось включить словарь трудных слов, например, чтобы объяснить сегодняшним детям, что такое коммуналка. Дети прочитают и поймут про мир своих родителей… Когда-то много лет назад мой отец вместе с Семеном Лунгиным написал сценарии к фильмам «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Внимание, черепаха!». Возможно, скоро будут сняты подобные им фильмы про детство 80-х - честные, без лакировки или чернухи…

Мария СЕМЕНОВА, автор книг «Волкодав», «Мы - славяне»:
- Сразу скажу: не спрашивайте меня про фильм и сериал, которые снимаются по «Волкодаву». Когда мне прислали сценарий, я зарядила принтер цианистым калием и всю ночь писала поправки и уточнения, а после мы с автором сценария 11 часов орали друг на друга. К фильму и прочему не имею никакого отношения, мне показали минутную нарезку. Знаю только, что Волкодав там - красавчик, хотя у меня ясно написано: лицо висельника, и шрам у него не на той щеке…

Что еще сказать? Выйдет фильм хороший - ну мне слава, выйдет плохой - беда режиссеру.

Предлагали мне и «Кудеяра» экранизировать, но пока погодим. Я живу в Питере, и герои мои - питерские, не складываются у нас пока отношения с Москвой…

Я не работаю быстро, не умею. Даже в те времена, когда была литературным негром у Незнанского и строчила вместе с другими ему «Марши Турецкого». Кстати, вы не обращали внимания, что многие мои герои родились еще там, в тех книгах? Родились, а теперь взрослеют. Мой Волкодав - он ведь не Конан-варвар, чтобы в каждой книжке биться на мечах и драться, в таком режиме человек жить долго не может, он просто обязан сгореть в молодости. Мой герой растет, в первых книгах он дрался, а потом научился выходить из драк победителем, не доводя дело до них…

Трудно писать не фэнтези, а хорошие книги, такие, за которые не придется краснеть. Чтобы детали совпадали, чтобы все было по-настоящему. Когда я писала Волкодава, занялась всерьез единоборствами и конным спортом. Потребовалось узнать, какая была Нева сотни лет назад, когда и Питера-то еще не было, - обращалась к ученым… Поэтому, кстати, «Мы - славяне» во многих школах Питера включены в программу по истории края. Там нет выдумок. Мне за эту книгу много раз говорили спасибо - за популяризацию славянства, истории нашей…

И читатели, и писатели что-то уточняли, с чем-то спорили. Я, кстати, не признаю фразы «мне кажется, что вы не правы». Или «кажется», или аргументируй свои слова!

Не пишу для журналов, не переписываю уже написанное по двадцать раз. Я сначала все обдумаю, выложу в голове, по полочкам расставлю, а потом уж перенесу на бумагу.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото автора), «Владивосток»