И никакого феминизма! Мария Арбатова. «Любовь к американским автомобилям»
Марию Арбатову Лоцман уважает еще со времен программы «Я сама», где ее точка зрения, как правило, оказывалась самой конструктивной и наиболее жизненной. О том, что самая раскрученная феминистка России занимается еще и литературным трудом, Лоцман узнал много позже, прочитав «Меня зовут Женщина» и «Мне 40 лет» - книги злые, остро-социальные, почти выворачивающие читателя наизнанку...
Марию Арбатову Лоцман уважает еще со времен программы «Я сама», где ее точка зрения, как правило, оказывалась самой конструктивной и наиболее жизненной. О том, что самая раскрученная феминистка России занимается еще и литературным трудом, Лоцман узнал много позже, прочитав «Меня зовут Женщина» и «Мне 40 лет» - книги злые, остро-социальные, почти выворачивающие читателя наизнанку, ставящие его в почти неловкое положение: вот так, наотмашь, откровенно, выставляя напоказ довольно интимные вещи, в России мало кто писал. Да еще и на темы весьма специфические. Отношение к женщине в школе, на работе, в женской консультации, в роддоме, то унижение, которое каждой пришлось испытать хотя бы раз, - оно казалось неотделимым от понятия «государство», воспринималось как нечто естественное. И только Арбатова смогла громко сказать: это свинство, граждане, не пора ли прекращать?
Каждая новая книга Марии Ивановны Лоцманом с тех пор отслеживалась и прочитывалась: и полуавтобиографичные романы, и пьесы. Что-то с большим удовольствием читалось, что-то - с меньшим. Но всегда это было интересно, динамично, захватывающе. Не фантастически закручен сюжет, конечно, книги Арбатовой - не детективы и не фантастика, но повествование всегда было плотным, сжатым.
И вот «Любовь к американским автомобилям» стала первым разочарованием Лоцмана в творчестве Марии Ивановны. С первых же страниц повесть разваливается на куски, распадается, тянется, как патока. То ли писательнице было недосуг как следует разобраться в собственном сочинении, то ли длиннющая повесть - таки не самый удачный размер для сюжетика максимум на рассказ (суть «Любви к американским автомобилям» проста - как Марию Ивановну пытались надуть во время покупки авто), то ли звезды не сошлись, но результат налицо - получившаяся в итоге вещь скучна, невыносимо затянута. Такое впечатление, что автор уже не знал, что делать, вот и вставлял все, что только в голову приходило, только бы догнать объем повести до оговоренного с издателем количества авторских листов…
«У меня страсть к людям, родившимся с идеей совершенства и абсолютно индивидуально осваивающим пространство собственной жизни. Например, мой первый муж совершенствовался в том, чтобы научиться отгадывать все про пространство: сколько метров в мотке веревки, за сколько можно пробежать улицу Горького, как перешить кожаную куртку в кожаные брюки, а потом - обратно. Всю жизнь, работая классическим певцом, он проделывал экспериментальные штуки то со своим голосом: переходя из басов в баритоны, а потом - обратно… то со своим организмом: голодая по 30 дней и лежа в ванне с температурой 60 градусов…». Интересно? В книге о банальном мошенничестве - просто не описать словами, насколько интересно…
Порадовали Лоцмана в книге только две коротенькие пьесы. В них обнаружилась та самая Мария Арбатова, которую он любил: емкая, органичная, владеющая и словом, и аудиторией. А что до «Любви к американским автомобилям», то бог с ней… Замнем.
Книги для обзоров предоставлены книжным бутиком ООО «Верба» (проспект «Красного знамени», 59, ПромстройНИИпроект, «Ярмарка на Гоголя», бутик № 2, телефон 45-07-24). Лоцман выражает признательность ООО «Верба» за плодотворное сотрудничество.
Автор: Ваш Книжный Лоцман