Белла, покорившая флейту
О себе она говорит скромно: «Я не волшебник, я только учусь», но то, что она делает, уже сейчас близко к волшебству. Дни высокой музыки в приморской столице открывала именно она - студентка Высшей школы музыки Карлсруэ, ученица знаменитого немецкого профессора Ренате Грайсс-Армин, флейтистка Белла Кубланова...
О себе она говорит скромно: «Я не волшебник, я только учусь», но то, что она делает, уже сейчас близко к волшебству. Дни высокой музыки в приморской столице открывала именно она - студентка Высшей школы музыки Карлсруэ, ученица знаменитого немецкого профессора Ренате Грайсс-Армин, флейтистка Белла Кубланова. И хотя Белла - наша землячка, она уже давно перестала быть жительницей Владивостока, став его нечастой гостьей…
После четырехчасовой репетиции с Тихоокеанским симфоническим оркестром Белла, не переставая улыбаться, снова расчехлила флейту. Она села на пригнутое к земле дерево в Сухановском скверике и заиграла… Как только флейта коснулась губ, окружающие заметно оживились: кто-то, прислушиваясь, подошел ближе, кто-то нацелил на флейтистку камеру своего мобильного телефона.
Досье «В»
Белла Кубланова родилась во Владивостоке в 1983 году. Первое музыкальное образование получила в детской музыкальной школе № 2, Владивостокском музыкальном училище. С отличием окончила Санкт-Петербургское государственное музыкальное училище им. Мусоргского. Прошла обучение в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, класс солиста Мариинского театра Дениса Лупачева. С 2005 года является студенткой Высшей школы музыки Карлсруэ (Германия).
- Много приходится заниматься?
- Да, учебный процесс съедает почти все время. Обычно встаю в 7 утра, до 9 занимаюсь сама, дальше учеба до 18-19 часов, затем до полуночи снова занимаюсь самостоятельно.
- Белла, расскажи о своем нынешнем учителе.
- О, Ренате Грайсс-Армин - очень известный педагог. Это профессионал потрясающе высокого уровня, очень сильная личность, за которой хочется двигаться. Она стимулирует мой рост - профессиональный и душевный. И мое большое счастье, как музыканта, что я попала к ней. Разумеется, чтобы получить место в ее классе, пришлось немало потрудиться: на протяжении 2,5 года мы с ней просто общались.
- У тебя были мастер-курсы не только с немецкой, но и с французской, австрийской, швейцарской профессурой. Кто тебе оказался ближе по духу?
- Они очень разные. Хотя бы потому, что у каждого человека своя физиология, от которой зависит манера исполнения. Ты берешь в руки флейту, скрипку, гитару - любой инструмент, и он становится частью тебя. Одинаково сыграть невозможно. Для меня ценно любое новое мнение, но еще больше важна оценка публики. Обычно музыкально образованные люди слушают и оценивают через призму своего образования. Не-музыкант же чувствует саму подачу, эмоции. По мне лучше сделать 150 ошибок в нотном тексте, но затронуть душу хотя бы одного слушателя, чем сыграть так, что тебя похвалят 15 профессоров, но твоя музыка ни у кого не вызовет эмоций. Как играешь - так публика и воспринимает. Самая большая похвала? Когда после концерта кто-нибудь, обращаясь ко мне, говорит: «Знаете, я вообще-то классическую музыку не люблю, но вы так играли!». Совмещать технику и эмоции - это и есть искусство.
- А сама какую музыку слушаешь?
- Ту, которая трогает. Главное, не стиль, а исполнение. Звуки должны зашевелить тот сгусток энергии, который называется «душой», а какие это будут звуки - блюз, джаз или рок, совершенно неважно. Единственное, что действительно не понимаю, так это попсу. Считаю, она отражение непрофессионального и некачественного отношения к звуку и голосу. Не люблю примитивизм... хотя примитивизм, как искусство, - это неплохо.
- Белла, твоя старшая сестра Амина Кубланова - тоже знаменитый музыкант. Вместе с ней выступаете?
- Да, иногда мы выступаем вместе. Амина - скрипачка. Кстати, сейчас мы готовим общий проект камерной музыки под названием «Пилигрим». В нем несколько направлений, одно из которых трио «Пилигрим»: я - флейта, Амина Кубланова - скрипка и наша подруга Евдокия Ивашова - альт. Мы задумали дать несколько концертов и принять участие в конкурсе, который пройдет 27 сентября в Германии. Это непростой конкурс, его название - «Музыка, объявленная вне закона». Все участники будут исполнять произведения композиторов, пострадавших от национал-социалистов.
- Столько идей, планов… Ты много работаешь?
- Да нет (улыбается). Я не волшебник, я только учусь… Один-два концерта в месяц, иногда в школах выступаю, реабилитационных центрах или больницах… Как отдыхаю? Вообще, я человек искусства. Мне нравится поэзия, живопись, мне интересно творчество в широком понимании - это само отношение к жизни.
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»