С ударением на Козьмино
Во вторник во Владивостоке состоялись общественные протокольные слушания по оценке воздействия на окружающую среду морского перегрузочного комплекса в бухте Козьмина...
Во вторник во Владивостоке состоялись общественные протокольные слушания по оценке воздействия на окружающую среду морского перегрузочного комплекса в бухте Козьмина. Именно на берегу данной акватории, что недалеко от Восточного порта, правительство РФ и компания «Транснефть» увидели очередную перспективу для строительства конечной точки нефтепровода «Восточная Сибирь – порты Тихого океана».
Первым пусковым комплексом предусматривается подача нефти до поселка Сковородино по магистральному нефтепроводу, далее - цистернами по железной дороге - на морской перегрузочный комплекс в бухту Козьмина Приморского края. В составе комплекса планируется строительство нефтеналивного терминала и нефтебазы, железнодорожных сливных эстакад, нефтепроводов, соединяющих нефтебазу с терминалом и железнодорожными эстакадами. Планируемая производительность морского нефтеперегрузочного комплекса - 30 миллионов тонн в год. Отгрузка нефти предусматривается в танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн.
Представители заказчика – компании «Транснефть» и застройщиков-проектировщиков проинформировали приморцев о ходе всестороннего исследования бухты Козьмина и окрестностей. Выбор для возведения здесь спецнефтепорта, по словам разработчиков проекта, сделан не случайно. В Находке и Восточном развитая промышленная инфраструктура, в том числе наличие железной дороги, достаток энергоресурсов и воды. Глубины - приемлемые для захода крупнотоннажных танкеров, а природа – далека от заповедной по причине давнишнего и активного ее освоения. Кроме того, проектировщики присмотрели поблизости удобное место для возможного размещения парка нефтяных резервуаров. Речь идет о пади Березовой близ села Хмыловка.
В данный момент речь идет о нескольких технологических решениях размещения объекта в окрестностях поселка Козьмино, каждый из которых имеет как плюсы, так и минусы. Чтобы принять окончательный вариант, для строителей важно мнение не только специалистов, но и экологической общественности, и, разумеется, местных жителей (параллельно аналогичные слушания прошли в самом Козьмино).
Посланцы крупнейшей трубопроводной компании «Транснефть» в который раз привели в качестве примера полной экологической безопасности подобный объект в порту Приморск Ленинградской области. Пообещали «золотые горы» местному бюджету и населению, поскольку будут созданы новые рабочие места. Более того, к 2010 году Транснефть прогнозирует в скромном населенном пункте демографический взрыв – население Козьмино должно увеличиться с 460 до 2500 человек.
Выступления руководителей экологических организаций на этот раз были менее эмоциональными, но конструктивными. И все же защитники природы не смогли не задать вопрос о судьбе проекта в бухте Перевозная. Ведь не так давно заказчики высказали в адрес хасанского варианта гораздо больше комплиментов, чем козьминскому. Провели массу исследований, исписали горы технико-экономических обоснований… А сейчас – ни слова.
Понять беспокойство экологов можно – бухту Перевозная они изначально считают худшим решением, несмотря на ее явные преимущества в инфраструктуре. В то же время, как нам представляется, Транснефть закрыла (или отложила?!) хасанский проект не столько по экологическим, сколько по политическим причинам. Вот и во вторник представители Транснефти всячески уходили от ответа на вопрос, остается ли Перевозная в поле зрения компании: «Данный вопрос выходит за рамки мероприятия…; вопрос другого уровня…».
Под занавес кто-то из присутствующих на слушаниях в доброжелательном тоне попросил приезжих гостей правильно ставить ударения в словах «Хмыловка» и «Козьмино». Вероятно, чтобы сибиряки не выглядели в Приморье белыми воронами и при случае грамотно держали удар.
Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»