Дипломат от кино
Высокий представительный мужчина. Итальянец по происхождению, аристократ по духу. Интеллектуал, владеющий семью языками, в том числе и русским. Его дальний родственник - владелец крупнейшей в мире фирмы, производящей бытовую технику. Но польского кинорежиссера с мировым именем Кшиштофа Занусси с первого взгляда можно принять за политика или дипломата.
Высокий представительный мужчина. Итальянец по происхождению, аристократ по духу. Интеллектуал, владеющий семью языками, в том числе и русским. Его дальний родственник - владелец крупнейшей в мире фирмы, производящей бытовую технику. Но польского кинорежиссера с мировым именем Кшиштофа Занусси с первого взгляда можно принять за политика или дипломата.
Впрочем, к миру дипломатии он имеет некоторое отношение, но об этом позже… Пан Кшиштоф живет в Польше, а считает себя гражданином мира. Человек он небедный, но некоторые находят его немного чудаковатым, потому что в его огромном доме постоянно живут малознакомые люди. Занусси принимает у себя абсолютно всех, кто истово любит кино.
Владивосток поразил Кшиштофа Занусси обилием красивых женщин и киношным движением, отличным от европейского под влиянием Азии. Мастер-класс пан Занусси провел в рамках кинофестиваля «Меридианы Тихого»…
По опросам мировой прессы, Занусси был назван одним из двадцати наиболее значительных мировых кинорежиссеров второй половины ХХ века. Впрочем, слово самому маэстро…
О приморской столице
Владивосток… Это ведь 10 тысяч километров от моего обычного места проживания. Но я помню, как в студенческие годы мы часто употребляли выражение: «От Эльбы до Владивостока…». Это было пространство советской империи. Громадное и, казалось, необъятное. Даже не верится, что сейчас я нахожусь в городе, название которого существовало когда-то только в устойчивом выражении…
О хорошем и плохом
Желание учиться и мысли, что без учебы я не найду себя в жизни, были со мной всегда. Я изучал разные языки, а во время учебы в школе это считалось крайне непатриотичным. К примеру, по русскому надо было иметь плохую отметку, а у меня была хорошая… В школе меня никогда за это не хвалили, учитывая еще и то, что по происхождению я итальянец. Но отец всегда говорил: «Не обращай внимания, учись…». И я учился. Знаете, в то время это тоже было решение, потому что оно было против общепринятых в классе правил. Но я тогда уже знал, что большинство всегда не право, поэтому не надо идти с ним, а надо всегда бороться за свое собственное мнение.
Я всегда был уверен, что если что-то пользуется у окружающих успехом, значит, это нечто не очень качественное. По-настоящему хорошее недоступно для всех, у большинства дурной вкус. Я вам как бывший физик заявляю: согласно диаграмме Гауса среднее не есть качественное. К сожалению, данность современности такова, что если мы обращаемся к небольшой публике, у нее нет намерений высоко вас оценивать. Но до этого общество все-таки может дозреть. Пример тому Америка: имена самых богатых людей - в списках спонсоров высокой культуры. Таким образом существует, к примеру, оперный театр в Нью-Йорке…
О студентах
Ко мне приезжают молодые киношники со всего мира - я приглашаю и вас. Я и с визой помогаю, и пожить у меня можно - кровать и завтрак гарантирую. Все, кто меня знает, подтвердят это. У меня уже побывало более 600 человек. Даже сейчас дома живут русский, грек и итальянец. Я часто с ними обсуждаю сюжеты для кино. Мне вообще студентам больше нравится читать сценаристику, а не режиссуру. Думаю, сейчас в европейском кино не хватает хороших сценариев, при том, что снимать уже научились.
Несчастье мое как педагога в том, что студенты зачастую хотят рассказать в своих картинах, что они видели в других. Но это всегда кончается неудачей. Зрители ведь тоже уже это видели, им будет неинтересно. Надо придумать что-то свое… Сейчас люди вообще больше живут жизнью телевидения, чем реальной. А мне кажется, что реальность всегда интересней. И пробую спасать себя, делая картины на основе моей жизни и опыта.
Так вот перед теми, кто живет у меня, я ставлю такую задачу: ежедневно приносите мне по три замечания: что увидели - на улице, в жизни, что услышали. Оказывается, большинство не привыкло наблюдать, не смотрит на человеческие жизни, не слушает человеческие истории. А это самая основа. И я на примере своих картин объясняю им, как на одном эпизоде из жизни можно снять целую картину.
О кино
Одно из пространств моей деятельности, которое не касается режиссуры, - это мир дипломатии. После падения коммунизма в моей стране и во многих других в дипломатию пришли новые люди. И я несколько раз тоже попадал в этот список. Даже недавно - и это прозвучало в вашей прессе - мне предлагали быть послом Польши в Москве. Но я отказался, как делал и раньше. Я лишь участвовал в разных дипломатических делегациях, поэтому мне немного знаком этот мир. Моя сравнительно новая лента «Персона нон грата», которая прошла по вашему телевидению в честь юбилея Никиты Михалкова (Никита Сергеевич играет там российского дипломата. - Прим. авт.), как раз об этом мире. Конечно, образы и атмосферу я взял из реальной дипломатической жизни.
Главного героя - польского дипломата - играет один из моих любимейших актеров Ежи Штур. Он действительно разносторонний артист. Не все актеры, скажу я вам, могут играть интеллектуалов. У него на лице должна быть отражена сила разума, чтобы серьезный монолог не звучал как цитата. Вот Ежи Штур вполне подходит для таких ролей…
Исключительный случай в истории кино: я снял более 35 полнометражных картин, довольно много короткометражных и всегда без единого исключения работаю с одним и тем же композитором - Войцехом Киларом. Это такая дружба и сотрудничество, которые тянутся всю жизнь. И он тоже очень предан мне. Он работает над музыкой в Голливуде, но на мои приглашения всегда соглашается. Я сейчас закончил съемки и монтаж новой франко-итальянской картины и жду его. Через неделю будем делать запись музыки. Операторов я меняю, но есть несколько человек, с которыми я работаю постоянно. Сейчас очень много польских операторов занято в Голливуде. Вот одного из них никак не могу вырвать со съемок «Гарри Поттера», потому что ему там за один день платят столько, сколько я плачу за всю картину.
О долге
Я уже более 15 лет восседаю в ватиканской комиссии по культуре. Это звучит очень громко, но на самом деле ничего серьезного не означает… Наша комиссия готовит материалы о том, что происходит в современной культуре. Там заседают около 60 епископов со всего мира и несколько светских граждан, как я. Моя роль очень неприятная, потому что, несмотря на высокий чин соседей по комиссии, я постоянно, как школьникам, задаю им вопросы: «Какой роман вы прочитали с последнего заседания? Какую музыку вы слушали? На какой театральный спектакль попали?..». И делаю записи по их ответам. Два раза уже случалось так, что тот же самый епископ в течение года читает одну и ту же книжку… Я тогда спрашиваю: «А вы читаете другие книги или только эту?». Они, конечно, обижаются… Но если папа поставил меня на этот пост, значит, я должен быть такой цепной собакой.
- Вы исповедуетесь?
- Очень интимный вопрос… Но я считаю, что на религиозные и сексуальные вопросы нужно отвечать искренне. Да, я исповедуюсь…
Об искусстве
Я считаю, что европейское искусство основано на греческой драме, которая показала нам, что в жизни все имеет свое начало, пик и приходит к какому-то решению… Азиатская культура видит жизнь по-другому: циклически. Сериал, который делит сюжет на равные куски, просто показывает, что жизнь никакого смысла и толка не имеет. Умирает Гамлет, но рождается его сын, и следующий эпизод будет с ним… Поэтому к сериалам я отношусь даже с ненавистью.
Я являюсь профессором Силезского университета в Катовицах, где мы готовим людей по специальностям «кинорежиссура» и «написание сценариев».
Но Лодзинская киношкола - наш конкурент - некогда одна из самых известных, которая была монополистом в области кинообразования. В конце 70-х годов коммунистическая власть заметила, что там рождаются диссидентские тенденции. И они гениально подошли к разрешению этой проблемы. Они поняли, что надо прежде всего выгнать тех профессоров, которые пользуются успехом, которых признают в Европе. Так выгнали меня, Вайду, Кьеслевского… А молодым подсказали: делайте авангард… Я вам скажу, что авангард очень легко коррумпируется, потому что он зависит от мнения одного человека, там никакого зрителя нет. Молодые стали делать такие картины, а министерство стало решать, какую работу наградить, кому дать стипендию… А ведь никто их не смотрит… И школа до сих пор процветает, потому что от авангарда до коммерции - один шаг. Они великолепно занимаются формой, но чувств человеческих они не трогают. Мне показалось очень интересным, что коммунистическая власть за 10 лет до своей смерти поняла, что с авангардом можно очень просто заигрывать…
Автор: Татьяна КУЛИКОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»