Бонсэки – искусство терпеливых

Когда-то давно, полторы тысячи лет назад, правитель страны Кудара, расположенной на юге Корейского полуострова, прислал японской императрице Суйко подарок – курительницу для благовоний, на крышке которой крепился камень, изображающий гору. Этой крышкой императрица любовалась до конца своих дней. Легенда гласит, что именно так родилось искусство бонсэки...

6 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2010 от 6 сент. 2006

Когда-то давно, полторы тысячи лет назад, правитель страны Кудара, расположенной на юге Корейского полуострова, прислал японской императрице Суйко подарок – курительницу для благовоний, на крышке которой крепился камень, изображающий гору. Этой крышкой императрица любовалась до конца своих дней. Легенда гласит, что именно так родилось искусство бонсэки.

Сегодня бонсэки – один из традиционных видов японского искусства наряду с чайной церемонией, икебаной и ароматическим ритуалом кодо. Правда, по признанию самих японцев, оно не столь распространено в силу объективных причин. Чтобы создать даже маленький шедевр, мастеру бонсэки требуется несколько камней - суйсэки, до девяти видов песка – от крупных зерен до мельчайшей пудры, всевозможные перья, лопатки, ситечки... и много терпения.

Госпожа Рикако Фурукава прилетела во Владивосток специально для того, чтобы продемонстрировать жителям приморской столицы древнее искусство «камней на подносе» - так дословно переводится слово «бонсэки». На глазах изумленных зрителей на черном лаковом подносе вырастали высокие грубые скалы, проступали вершины вдали, лунная дорожка серебрилась на темной глади воды… Миниатюрная японка сосредоточенно просеивала сквозь ситечко белоснежный песок, аккуратно смахивала излишки птичьим перышком, ровняла края композиции метелкой. Все это делалось буквально на одном дыхании, ведь материал ничем не закрепляется на подносе, поэтому любое движение воздуха может в одно мгновение разрушить труд нескольких часов.

- Занимаясь бонсэки, человек развивает в себе умение наблюдать за образами природы и воспитывает воображение. Ведь песок, используемый мастерами, может символизировать дома, людей, животных, растения… То, что увидите вы, зависит только от вашего воображения, - рассказала госпожа Фурукава. – И в том, что автор сам разрушает свою композицию, тоже есть смысл: если ты можешь что-то разрушить, значит, ты запомнил, как это делается, и всегда можешь воспроизвести это вновь.

Скалы на черном лаковом подносе «выросли» на глазах зрителей

Госпожа Фурукава – признанный мастер бонсэки. Сегодня у нее около ста учеников, но когда-то ей пришлось пройти долгий путь, чтобы получить это звание. Любой желающий стать мастером должен преодолеть несколько этапов: на первом этапе обучения нужно создать 12 определенных композиций, затем – 15 более сложных, потом – «нарисовать» 100 пейзажей. Вершина «карьерной лестницы» - 400 рисунков на подносе.

Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»