Самые интересные ленты «Меридианов Тихого»

Тенденция выявилась еще в прошлом году. На конкурсную и внеконкурсную программы кинофестиваля отборщики в лице Игоря Соловьева, Юрия Стройкова, Юрия Гончарова и координатора кинопрограмм Натальи Тимофеевой выбирают фильмы душевные...

1 сент. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2008 от 1 сент. 2006

Тенденция выявилась еще в прошлом году. На конкурсную и внеконкурсную программы кинофестиваля отборщики в лице Игоря Соловьева, Юрия Стройкова, Юрия Гончарова и координатора кинопрограмм Натальи Тимофеевой выбирают фильмы душевные. Хорошие, менее хорошие, понятные широкому зрителю или не очень, веселые или грустные – не суть важно. Две вещи принципиальные: это кино душевное и интересное. Вот о нем и речь.

«Нанкинский пейзаж»
(Россия, конкурсная программа)
Фильм, поставленный по рассказу извест-ного писателя, большого любителя и знатока Китая и Индии Андрея Бычкова, - фантасмагорично-реальный, соединивший в себе две, а точнее, три реальности – сна, России 50-х годов и некоего надпространства, реальности, где нет времени, есть только идея…
За любовь симпатичной парикмахерши борются двое мужчин, каждый из которых рассказывает ей невероятные истории о Южном Китае. К сожалению, понять, чьи рассказы правдивы, видимо, не дано ни самой героине, ни зрителю. В какой-то момент фильм скатывается на обобщения, на сверхидею, символом которой становится грандиозный каменный Будда, возимый сначала по Москве 50-х, а затем – по сегодняшней столице. Глубокий смысл этого символа понятен не сразу и идет скорее во вред истории, чем на пользу. Безусловные плюсы фильма – актерские работы, среди которых особо стоит отметить Дарью Мороз, актрису, которую ждет, несомненно, большое будущее.

«Секреты Питера Пена»
(Корея, «Панорама»)
Питер Пен, как известно, был мальчиком, решительно отказавшимся взрослеть. Герой картины и рад был бы оставаться ребенком, но жизнь вышвыривает его во взрослый мир – резко, сразу и без обжалования решения. Мир этот не розами и медом встречает мальчика, наоборот, он вынужден сам принимать решения, ухаживать за впавшей в кому матерью, доставать деньги, думать о завтрашнем дне. В целом точный, правдивый рассказ о несправедливой жизни режиссером – кстати, работавшим с Ким Ки Дуком – постепенно превращается в притчу, в горькую сказку, в обобщение, мораль которого когда-то давно хорошо выразил Лев Толстой: «Все мы стремимся избежать обязанностей к близким, в то время как чувствование этих обязанностей сделало нас людьми».

«Невидимые волны»
(Таиланд, конкурсная программа)
В анонсе фильм был заявлен как картина о муках совести наемного убийцы. На деле же получилось растянутое на полтора часа повествование о человеке, который, действительно, по заказу босса убил его жену. Правда, за эти полтора часа так и не появились те самые муки совести. Героя картины больше волновала его собственная судьба. Подумаешь, убил тетку, вся вина которой заключалась в том, что она изменяла мужу, между прочим, не с кем-нибудь, а с ним, с героем. 
Лента кажется затянутой, неоправданно длинной. В чем заключалось авторское послание фильма, непонятно.

«Чертов футбол»
(Австралия, конкурсная программа)
Короткометражки – особая статья фестиваля. Сказать многое в ограниченном времени – это надо суметь, хотя и считается, что все режиссеры начинают с короткометражек, а потом уж, набравшись опыта, приступают к чему-то серьезному.
Из истории о том, что, начав жизнь в чужой стране с чистого листа, нельзя надеяться на то, что ничего не изменится в укладе и традициях, можно сделать пафосно-трагичную картину. А можно – как Дэн Чиркоп – милую и веселую миниатюру, мораль в которой (мэссидж, как предпочитают говорить кинематографисты) не выставлена на самое видное место, не мозолит глаза и позволяет зрителю самому сделать выводы. Дежурные в целом аплодисменты после каждой конкурсной картины звучали по окончании «Чертова футбола» звонко и от души.

«Мальчик и слоненок Рэнди»
(Япония, «Панорама»)
Животные в кадре – это всегда интересно. А если к забавным зверюшкам добавить умный сюжет, сделать красивую съемку, поставить по-человечески острые вопросы, то получится фильм, который затрагивает глубинные струны души и заставляет задуматься. «Мальчик и слоненок Рэнди» - однозначно из таких фильмов.
Грустная история о японском подростке Тэцу, мечта всей жизни которого – стать дрессировщиком слонов. Для этого он едет в Таиланд в знаменитую школу «махута». Сразу хочется оговориться, что слово «дрессировщик» здесь означает человека, который в буквальном смысле заменяет маленькому слоненку маму, а не того, кто ходит с палкой. На этих взаимоотношениях – между ребенком и огромным, но нежным животным – и строится весь фильм с незамысловатым, в принципе, сюжетом. Но почему-то слезы сами собой выступают на глазах…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Екатерина ЛУКОНИНА, Ирина ПРИМОВА, «Владивосток»