Юрий Оборин: Осторожности на дороге много не бывает
Разговор с главным государственным автоинспектором края, полковником милиции Юрием Обориным о том, как обстоит ситуация с детским травматизмом.
Вот и закончилось приморское лето. Первого сентября тысячи детишек отправились в школу. Однако далеко не все из них вернулись за парты отдохнувшими и посвежевшими. Некоторым из них на память о лете 2006-го остались не пляжи и загар, а травмы. И многие из этих травм получены на дороге. Казалось бы, перед началом лета детей предупреждали, но нет – результат слишком очевиден. О том, как обстоит ситуация с детским травматизмом, наш разговор с главным государственным автоинспектором края, полковником милиции Юрием Обориным.
- Юрий Владимирович, неужели этот год по числу травмированных детей хуже предыдущих?
- Я бы ответил так – нет «плохих» и «хороших» цифр детского травматизма – есть драмы и трагедии. За каждым из ДТП, где пострадал ребенок, стоят слезы его родных и близких, а уж каково самому чаду, которое верило во взрослых и пострадало по их вине? В цифрах это выглядит так: с начала текущего года на дорогах края произошли 336 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 16 погибли и 331 получил травму. Только в августе произошли 70 подобных ДТП, в которых погибли пятеро и 69 травмированы. Из погибших в августе - двое пешеходов и трое пассажиров. Статистика неумолима: почти половина всех происшествий с участием малолетних - 48 проц. - приходится на категорию детей-пешеходов, 35 проц. – это дети-пассажиры и 16 проц. - дети-водители. Уже с начала проведения операции «Внимание - дети!» - с 21 августа произошли 26 ДТП, двое ребят погибли, 27 пострадали.
- В таком случае закономерны вопросы к ГИБДД - а может быть, это ваши подчиненные недоглядели?
- Сегодня сотрудники ГИБДД Приморья делают все возможное для того, чтобы аварий стало меньше: сюда можно отнести публикации и сюжеты в СМИ, личные выступления инспекторов в школах, всевозможные игры для тинейджеров, которые организовывают автоинспектора при содействии народного образования. Однако главная проблема в том, что сами родители уклоняются от дорожного воспитания, уповая на школу, мол, нас учили и дитя там научат. Но ведь сегодня не осталось общественных организаций, которые работали 15 - 20 лет назад. Остаются автоинспектор и уроки ОБЖ, где правила дорожного движения преподаются вперемешку с другими знаниями. Как следствие - знания не превращены в навыки и ребенок зачастую поддается соблазну перейти не там, где положено, в компании друзей. Еще одна проблема – родители зачастую личным примером, наоборот, показывают, что правила дорожного движения нарушать можно. Если мама с папой перебегают дорогу перед близко идущим транспортом, какой алгоритм действий выбирает ребенок? Он берет пример с родителей. И тут уже воспитывать приходится пап и мам, а не детей, чтобы не подавали отрицательных примеров, которые потом могут отлиться горючими слезами.
Поймите, на каждый перекресток мы не можем поставить сотрудника ГИБДД, как не сможем и отследить каждого школьника, который перебежал через дорогу в неположенном месте. Можно сколько угодно наказывать водителей, но ведь у детского травматизма две стороны – и не всегда виноват только автолюбитель.
Есть и еще одна проблема. Большой процент травматизма зафиксирован при перевозке маленьких пассажиров в личных автомобилях. Опять же – в каждый салон авто не заглянешь, а несознательные отцы и матери чего только не допускают: и маленьких детей возят на переднем сиденье, и лихачат, в том числе выезжая на встречную полосу, и совершают опрокидывания, нарушая скоростной режим. Согласитесь, двухлетний ребенок не может отказаться от поездки с отцом-лихачом, и как бы потом последний ни раскаивался, последствия уже наступили – ребенок пострадал. И это самое ужасное. Сегодня, похоже, сотрудникам ГИБДД впору браться не за воспитание маленьких, а за перевоспитание «больших» - пап и мам.
- Может, начавшаяся учеба дисциплинирует детишек и они станут меньше попадать в ДТП в осенне-зимний период?
- Ничто в нашей жизни не происходит само собой. Родители сегодня должны осознать: воспитание правильных навыков поведения чада на дороге – это не просто их обязанность, это вопрос, если хотите, выживания ребенка. Дети за лето расслабились, подзабыли многие правила, и поэтому с началом учебного года родители должны заново объяснить детям элементарные правила дорожного движения. Помните: много безопасности не бывает!
Автор: Беседовал Александр ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток»