Ниша для рыбкоопа

Нерпинское рыболовецкое потребительское общество, с незапамятных времен существующее в поселке Славянка Хасанского района, никак не вписывается в прежние рамки представления о рыбкоопе. Статус его остался прежним, но вот направления работы настолько расширились, что теперь его можно с полным правом назвать многопрофильным предприятием...

31 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2007 от 31 авг. 2006

Нерпинское рыболовецкое потребительское общество, с незапамятных времен существующее в поселке Славянка Хасанского района, никак не вписывается в прежние рамки представления о рыбкоопе. Статус его остался прежним, но вот направления работы настолько расширились, что теперь его можно с полным правом назвать многопрофильным предприятием. Недавно, к примеру, рыбкооп открыл прекрасную баню. Здесь все по-современному, красиво, удобно. Четверг – день для льготников: пайщиков, пенсионеров, инвалидов, детей до 14 лет.

Но чтобы вы не подумали, будто бы оборудование банного комплекса далось легко, сразу скажем: о бане мечтали долго.

- Я в рыбкоопе с 1997 года, и уже давно было в планах реконструировать здание, построенное еще до войны, - рассказывает председатель правления потребительского общества Георгий Дмитриев. – Здесь располагался магазин, довольно захудалый. Но только сейчас нашли возможность провести капитальный ремонт. В одной половине здания остался магазин - небольшой, зато цивилизованный, с новым торговым оборудованием. А во второй половине открыли банный комплекс. Такие объекты требуют очень серьезного подхода, поэтому специально приглашали специалистов из Владивостока.

Нерпинское потребобщество до 25 процентов своей прибыли инвестирует в социальные проекты, поэтому открывает не только магазины. С соблюдением всех требований и стандартов построен современный теннисный корт, который обошелся в 1,5 миллиона рублей. Теперь Славянка может гордиться тем, что имеет спортивный объект, каких зачастую нет в городах, и может принимать у себя теннисные турниры. Под эгидой рыбкоопа на долевых началах ведется строительство детского центра. Давненько в Славянке не было такой крупной cтройки! На первом этаже здания разместится магазин детских товаров, на втором – медицинский диагностический центр. Такое соседство не случайно: коммерческий объект будет частично дотировать медицинское учреждение.

Поинтересовались у Георгия Александровича, сохранил ли рыбкооп свои традиционные функции, например, снабжение продуктами питания рыбаков?

- Да, обеспечиваем продуктами четыре судна, которые делают по два-три рейса в месяц. И перед каждым завозим для экипажа все необходимое. Кроме того, заключаем договоры на рыбопереработку, у нас есть небольшой рыбный цех. Как и в прежние годы, заготавливаем папоротник, закупаем у населения сельхозпродукцию – мясо, картофель, овощи, яйцо. Закупленная сельхозпродукция востребована у моряков, продаем ее и в своих магазинах. Среди сдатчиков становится все больше фермеров.

Держать скот сельские жители стали неохотно – слишком много затрат и забот. Сейчас руководство рыбкоопа пробует возродить давнюю практику – раздать сельским семьям на доращивание поросят, обеспечив их кормами. Для эксперимента выбраны несколько дворов в селе Барабаш. Осенью будет видно, оправдает ли себя такая практика, и тогда можно будет сказать, стоит ли расширять ее дальше. На предприятии есть и другие планы по участию в национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса».

Нерпинское рыболовецкое потребительское общество не обошли стороной тяжелые времена, когда угроза развала, казалось, была неминуема. В тот момент почти все магазины были розданы по паям, каждый пайщик тянул одеяло на себя, и над рыбкоопом висели несколько миллионов рублей долга. Георгий Дмитриев не скрывает, что первый год работы здесь был очень тяжелым. Нажил немало недругов, возвращая под общую крышу рыбкоопа его имущество. 

- За счет чего все-таки удалось вернуть предприятие к жизни, начать развиваться дальше?

- Надо работать, вот и все. А люди в те времена привыкли к старой системе, централизованным поставкам, когда все зависело от того, какие дефициты выбьешь на базе. При нарастающей с каждым днем конкуренции так не продержишься на рынке. Это подтвердит каждый предприниматель, имеющий магазин или хотя бы небольшой киоск. Сейчас у нас каждым направлением работы занимаются отдельные менеджеры, штат небольшой, но мобильный. Сохранена система отчетности, планирования, проводятся собрания пайщиков.

Потребобщество имеет два хлебозавода – в Славянке и Зарубино, откуда хлеб ежедневно развозится по всем населенным пунктам района. Ежедневно в рейс отправляются 10 машин. На Хасане не осталось ни одного села, куда бы не доставляли хлебопродукцию с других выпускающих ее предприятий. Конкуренция острая, но рыбкооповские хлебозаводы держат свою марку, поэтому покупателей не растеряли.

Ответственная задача – обеспечение продуктами детских садов. Рыбкоопу доверили самый сложный участок – детсады глубинки (все, кроме тех, что расположены в Славянке). Но не привыкать, сельская местность всегда была на попечении потребкооперации.

В системе крайрыболовпотребсоюза Нерпинское потребительское общество – в числе лучших. Оно нашло свою нишу в новых условиях работы.

Автор: Отделы спецпроектов и фотоинформации «В»