Счастливые сегодня дети!
Стеснялась я в газету писать – неграмотности своей стеснялась. Не дала мне война грамоте выучиться как следует, уж не обессудьте.
Стеснялась я в газету писать – неграмотности своей стеснялась. Не дала мне война грамоте выучиться как следует, уж не обессудьте.
Мне было шесть лет, и жили мы в селе Великое Удебно Брянской области.
В субботу вечером что-то случилось с электричеством, и спать мы легли без света. Долго не проспали – послышались страшный гул, грохот, над селом полетели самолеты, где-то стреляли…
Честно сказать, казалось – конец света наступил. Мы, дети, а нас было семеро, цеплялись за юбку матери и ревели в полный голос, а она, бедная, сама не знала, что делать и куда бежать.
Когда взрывы и стрельба стали уж совсем близкими, мы побежали в огород и всю ночь просидели в зарослях травы. А утром решила мама уходить в лес – от немцев. Но не дошли мы до леса, в траншеях противотанковых сидели до зимы, как кроты, голодали… Зима погнала нас обратно по хатам. И в школу я не пошла… Порог первого класса перешагнула только в 1947 году, уже на Дальнем Востоке…
Каждый раз 9 мая я иду к школе, что поближе от моего дома, и смотрю на детей. Играют, смеются… Как хорошо, как я им завидую! Сердце разрывается от боли и радости: как жаль, что нам выпало такое детство, как прекрасно, что они не знают войны. Так и бы и сказала: детоньки, голубоньки, какие вы счастливые…
Но нет, стесняюсь я. Посижу, посмотрю – и ухожу…
Автор: Раиса ВАСИЛЕНКО, Уссурийск