«Евро-2» по-азиатски

Конец августа принес новые волнения приморским импортерам подержанных японских автомобилей, а значит, и потенциальным покупателям. В России уже несколько месяцев действует новый автомобильный экологический стандарт «Евро-2», однако, похоже, только с 1 сентября мы в полной мере прочувствуем на себе, что это такое.

25 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2004 от 25 авг. 2006

Конец августа принес новые волнения приморским импортерам подержанных японских автомобилей, а значит, и потенциальным покупателям. В России уже несколько месяцев действует новый автомобильный экологический стандарт «Евро-2», однако, похоже, только с 1 сентября мы в полной мере прочувствуем на себе, что это такое.

Напомним, что еще в конце мая Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала специальное разъяснение, согласно которому получать сертификаты соответствия для подержанных машин не потребуется. Рано радовались: спустя какие-то дни сертификат стали требовать с каждого ввозимого автомобиля, притом что уполномоченного для проведения этой процедуры органа на Дальнем Востоке не существовало физически. После волны протестов растаможка возобновилась в прежнем режиме, а в Москве лихорадочно искали выход из ситуации. Казалось, он был найден: Ростехрегулирование и ФТС объявили, что будут разрешать ввоз машин, сверяясь со специальной таблицей. Из последней следует, что все японские автомобили моложе 1997 года выпуска соответствуют нормам «Евро-2», а значит, получают «добро» на импорт автоматически. Подавляющее большинство ввозимых из Японии автомобилей указанным возрастным требованиям соответствует, и рынок расслабился. Впрочем, было известно, что такой порядок вводится временно – до 1 сентября. И вот время «Ч» приблизилось.

Оказалось, что с 1 сентября на соответствие нормам «Евро-2» будут проверять каждый автомобиль. Это, во-первых, займет время – ориентировочно три дня. Во-вторых, само оформление документа будет стоить порядка 3600 рублей. А платить за все будет, как всегда, конечный потребитель.

Недовольство автобизнесменов привлекло внимание таможенников. Так, еще неделю назад и. о. начальника Дальневосточного таможенного управления Вячеслав Голоскоков встретился с представителями приморского управления Ростехрегулирования, ООО «Приморский центр сертификации» и автоимпортерами. Главный таможенник Дальнего Востока разделил обеспокоенность представителей автомобильного бизнеса: имеющиеся сертификационные органы не могут справиться со всем объемом ввозимых автомобилей, из-за чего дело пахнет ни много ни мало параличом приморских портов. Вячеслав Голоскоков сообщил, что уже говорил по телефону с руководителем ФТС Андреем Бельяниновым и готовит на его имя письмо с предложениями по стабилизации ситуации.

Листовка – оружие автомобилистаТем не менее во вторник во Владивостоке состоялась загодя запланированная акция под лозунгом «Автомобилисты против бюрократии» (а не против экологического стандарта как такового). По сложившейся традиции, колонна автомобилей с зажженными фарами, ленточками и лозунгами проследовала с «Зеленого угла» по улицам Владивостока. Кроме того, сегодня должно быть отправлено коллективное письмо приморцев премьер-министру Михаилу Фрадкову. В нем говорится: «Забота об экологии - благое дело, но форма реализации данного проекта не выдерживает никакой критики. Процедура сертификации отдана на откуп получившим лицензию коммерческим организациям, которые установили на нее собственные расценки. Так, при ввозе автомобиля через Дальневосточную таможню придется заплатить коммерсантам 3600 рублей. При этом вся процедура заключается в том, что согласно единым таблицам будет определяться, соответствует автомобиль классу «Евро-2» или нет. Никакого осмотра автомобиля проводиться не будет…

В данный момент… используется таблица, разработанная… автомобильным институтом НАМИ и Ростехрегулированием. Согласно ей автомобили, соответствующие нормам «Евро-2», в США выпускаются с 1994 года, в Европе - с 1997 года, в Японии - с 1998 года. Учитывая, что подавляющее большинство автомобилей, ввозимых сейчас, приходится на эти регионы и выпущено не ранее 1999 года из-за запретительных пошлин на иномарки старше семи лет, такие автомобили должны считаться соответствующими «Евро-2» автоматически, как сейчас и происходит, и только в остальных случаях может потребоваться отдельная экспертиза. Почему… с 1 сентября за то же самое теперь надо будет платить неоправданную сумму сторонней организации и при этом еще и ждать несколько дней - абсолютно непонятно... Мы требуем, чтобы платная сертификация была отменена вообще, а соответствие экологическим нормам определялось таможенными органами в рабочем режиме согласно имеющимся таблицам».

Вызывает привычное недоумение и тот факт, что забота федеральной власти о чистоте воздуха начинается не с контроля за качеством топлива, а с очередного удара по рынку подержанных иномарок. Похоже, государство считает допустимым в одностороннем порядке менять те правила, по которым оно играет с населением…

Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»