Раздел в натуре, или Механизм захвата государственной собственности

В номере «В» за 20 июля опубликован материал «На царских развалинах», в котором рассказано о судьбе дома на улице Борисенко, 38 во Владивостоке. Памятник архитектуры в результате самовольной перестройки пришел в аварийное состояние и стал представлять собой угрозу для людей, находящихся как внутри здания, так и снаружи...

23 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2002 от 23 авг. 2006

В номере «В» за 20 июля опубликован материал «На царских развалинах», в котором рассказано о судьбе дома на улице Борисенко, 38 во Владивостоке. Памятник архитектуры в результате самовольной перестройки пришел в аварийное состояние и стал представлять собой угрозу для людей, находящихся как внутри здания, так и снаружи. После публикации статьи корреспонденту «В» попали в руки документы, доказывающие, что первый этаж дома царской постройки перешел к господину Рафиг Гадир-оглы Гараеву незаконно - в результате сговора с чиновниками из администрации Владивостока эпохи Юрия Копылова.

Напомним суть дела: дом на улице Борисенко, 38 был построен еще в начале прошлого века. В разное время там располагались военные казармы и школа-интернат. В 1995 году в результате пожара выгорел второй этаж. Через некоторое время помещение этого этажа выкупила фирма «Монтажкомплектсервис» с условием реконструкции. Первый этаж остался в собственности городской администрации, но ненадолго. В 2002 году мэрия сдала помещение в аренду на пять лет некоему господину Гараеву, и тот, решив устроить «водно-оздоровительный комплекс», начал перепланировку. Как впоследствии установлено рядом проверок, ремонт первого этажа был проведен без разрешения, проектно-сметной документации и с нарушением всех правил. В итоге в доме, являющемся памятником культуры и архитектуры местного значения, стало опасно находиться: одна из стен может в любой момент рухнуть, и это лишь часть того, что может произойти со злополучным зданием.

Сначала строим, потом согласовываем?

Документы, переданные корреспонденту «В» из Арбитражного суда Приморского края, рисуют отчетливую картину: Гараев вступил в сговор с Управлением муниципальной собственности (УМС) города Владивостока. В ноябре 2003 года (через четыре месяца после окончания перепланировки первого этажа дома!) был подписан договор о реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции объекта муниципальной собственности. Согласно этому договору стороны соединяют свои вклады: со стороны УМС - это «нежилые помещения по адресу: ул. Борисенко, 38», со стороны Гараева - денежные средства. УМС также обязалось обеспечить согласование всех необходимых вопросов с соответствующими органами администрации Владивостока (в то время как все работы уже были фактически выполнены. - Прим. авт.).

Итак, первое нарушение - договор был подписан после завершения строительства, хотя любой разумный человек понимает, что, прежде чем строить, необходимо получить на строительство разрешение и оформить массу сопутствующих документов. Но настораживает даже не это, а пункт 5 данного договора, который гласит: «После выполнения сторонами обязательств производится раздел долевой собственности в натуре - инвестору, то есть Гараеву, отходит 9/10 площади, УМС - не менее 1/10 площади». Кроме того, стороны решили, что оформят земельный участок в соответствии с возникшими имущественными правами после окончания срока действия договора!

Хорошо, что есть прокуратура

Может быть, никто так и не узнал бы об этом договоре, если бы не бездарная реконструкция первого этажа. Как было сказано в статье в номере «В» за 20 июля, Гараев снес несущую стену, в результате чего появились прогрессирующие во времени трещины. Хозяин второго этажа Вячеслав Алькема, директор ООО «Монтажкомплектсервис», начал ходить по инстанциям, чтобы разрешить проблему. В 2004 году был проведен ряд проверок, которые установили, что дом находится в аварийном состоянии, и эксплуатация его была запрещена. Во время этих проверок и всплыли на поверхность разнообразные документы, в частности вышеуказанный договор.

В июне 2005 года заместитель прокурора края старший советник юстиции Владимир Богомолов подал в Арбитражный суд ПК исковое заявление с просьбой признать договор недействительным. Основание - нарушение действующего законодательства, так как в силу статьи 217 Гражданского кодекса РФ «имущество, находящееся в государственной муниципальной собственности, может быть передано в собственность юридических лиц только в порядке, предусмотренном законом о приватизации». Проще говоря, Богомолова возмутил тот факт, что первый этаж «царского дома» переходит на 90 проц. в собственность Гараева даже без намека на приватизацию. Чуть позже, в декабре того же года, Владимир Богомолов подал еще одно исковое заявление, где уточнил требования: признать сделку недействительной и вернуть первый этаж в собственность городской администрации.

Не тут-то было. И Гараев, и УМС открестились от обвинений в нарушении закона о приватизации и сослались на то, что действовали в рамках закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Адвокат Гараева пишет, что 23 июля 2003 года в СМИ была опубликована информация о проведении конкурса на реализацию инвестиционных проектов на объект по улице Борисенко, 38. Гараев якобы честно подал заявление, документы и выиграл конкурс. При этом адвокат почему-то забывает упомянуть, что по состоянию на 9 июля 2003 года (дата, когда арбитражный суд приостановил работы по реконструкции здания) было выполнено более 90 проц. объема работ.

Первый суд, состоявшийся 16 марта 2006 года, вынес решение в пользу Гараева и УМС города Владивостока и признал, что их договор является инвестиционным, то есть никаких нарушений закона нет и в помине. С этим решением Владимир Богомолов не согласился и обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы он указал, что сделка является притворной, так как прикрывает сделку по передаче муниципального имущества в частную собственность. Второй суд, состоявшийся в июне, полностью опроверг решения первого и признал: участники договора (Гараев и УМС) «не преследуют своей целью ведение совместной деятельности по реконструкции объекта и его дальнейшей эксплуатации, а хотят произвести государственную регистрацию доли». А так как механизм отчуждения имущества, обозначенный в договоре, не предусмотрен в ФЗ «О приватизации», значит, договор противоречит законодательству. Результат судебного заседания: договор был признан недействительным, то есть злополучный первый этаж дома на улице Борисенко, 38 остается в собственности администрации города Владивостока. Но это лишь на бумаге, на деле - «водно-оздоровительный комплекс» функционирует и по сей день…

Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»