Умелый адвокат богаче судьи

Группа японских адвокатов, посетивших Приморье с официальным визитом, в минувший четверг встретилась с заместителем руководителя Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (ФРС ПК) Владимиром Беспаловым.

22 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2001 от 22 авг. 2006

Группа японских адвокатов, посетивших Приморье с официальным визитом, в минувший четверг встретилась с заместителем руководителя Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (ФРС ПК) Владимиром Беспаловым. Встреча получилась скорее дружеской, чем официальной - разговаривали о том, как стать защитником в Японии и кто может сложить полномочия с японских адвокатов.

Вообще сама служба (ФРС ПК), которая у нас осуществляет государственный контроль и надзор над адвокатурой, выдает удостоверения защитникам, рассматривает жалобы на них, ввела делегатов в легкое замешательство. В Японии, по словам директора юридической школы города Сидзуока (и по совместительству руководителя японской делегации) Тайичиро Оэ, государство не выполняет абсолютно никаких контролирующих адвокатуру функций.

- У наших адвокатов полная корпоративная автономия, - пояснил господин Оэ, - нарушения со стороны защитников разбирает дисциплинарная комиссия, которую представляют сами адвокаты.

Да и сам процесс «становления» юристов в Стране восходящего солнца происходит несколько иначе, чем у нас.

- Выпускник юридического факультета не считается в Японии полноценным юристом, - объяснил директор юридической школы. - Чтобы стать адвокатом, прокурором или судьей, нужно отучиться еще три года и сдать единый госэкзамен, который проводит министерство юстиции. Это очень сложное испытание, проходит его всего три процента желающих.

Члены адвокатуры Японии активно обсуждали опыт взаимодействия приморских коллег с госструктурамиСудьи, прокуроры и адвокаты получают в Японии единое образование. Со слов господина Оэ, в этом году на всей территории Японии госэкзамен смогли пройти лишь полторы тысячи выпускников - даже смысла нет сравнивать с тем, сколько ежегодно выпускают юристов в России. Из них 130 займут кресла судей, около сотни станут прокурорами, остальные уйдут в адвокатуру. Из года в год спрос на японских защитников только растет. Что в общем-то неудивительно: на всю страну сегодня приходится всего 20 тысяч адвокатов, а в префектуре Ниигата с населением в 2,5 миллиона человек сегодня работают 120 адвокатов. Так, для сравнения: в Приморском крае примерно с такой же численностью проживающих - 1200 адвокатов. И, по словам президента Адвокатской палаты Приморского края Бориса Минцева, недостатка в подзащитных они не испытывают.

- Наверное, это связано с той правовой культурой, которая долгое время существовала в Японии, - предположил Тайичиро Оэ. - Мы всегда пытались разрешить споры, не доводя их до судебных разбирательств, потому и не нуждались в защитниках.

Уже прощаясь, приморские адвокаты задали делегатам вопрос личного характера - какая, на их взгляд, профессия для юриста наиболее престижна. Недолго посовещавшись с коллегами, господин Оэ ответил:

- Мы, как ученые, считаем, что престижная - профессия судьи, а вот доходная - адвоката. Умелый защитник зарабатывает в Японии в два раза больше опытного судьи!

Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»