Бензиновый кризис во Владивостоке был спровоцирован. Ради больших денег

11 ноября в 23.00 во Владивосток в адрес АО "Приморнефтепродукт" подошел из Японии танкер с бензином АИ-95. Через 3-5 суток - после растаможивания топлива - он поступит в свободную реализацию.

13 нояб. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №20 от 13 нояб. 1996

 11 ноября в 23.00 во Владивосток в адрес АО "Приморнефтепродукт" подошел из Японии танкер с бензином АИ-95. Через 3-5 суток - после растаможивания топлива - он поступит в свободную реализацию.

Пока не определена цена японского бензина, по которой его будут продавать владельцам личного автотранспорта. В настоящее время в "Приморнефтепродукте" изучается потребительский рынок. Однако можно не сомневаться, что если расценки на высокооктановый бензин и изменятся в сторону повышения, а нынче они составляют 2200 рублей за 1 литр, то совсем незначительно.

Тут необходимо заметить, что объединение во Владивостоке располагает всего 8 процентами автозаправочных станций. Остальные - в распоряжении коммерческих структур. Но именно они являлись сдерживающим фактором в росте цен на АИ-93 (АИ-95), поскольку никто не станет покупать бензин у коммерсантов по 3 тысячи за литр, если на соседней АЗС он свободно продается по 2 с небольшим тысячи. Поэтому небольшой сбой в поставках топлива у "Приморнефтепродукта" был с большой выгодой использован конкурентами.

Танкер с бензином для бывшего госмонополиста должен был прийти во Владивосток до 1 ноября. Тогда никто и не вспомнил бы, что бензин может быть в дефиците, ведь последние полтора года проблем с топливом не было. По не выясненным пока причинам отправитель - одна из японских компаний допустила сбой в отгрузке нефтепродукта. Как только у "Приморнефтепродукта" иссякли резервуары, на коммерческих заправках прекратилась свободная продажа высокооктанового бензина автомобилистам, за исключением владельцев карточки "Золотая корона". Поскольку предварительной информации для населения о готовящемся кризисе не было, то во Владивостоке возник ажиотаж.

Однако уже через несколько дней на большинстве АЗС краевого центра бензин появился. Вот только его цена сильно разнилась от первоначальной. На различных заправках его продают по цене от 3500 рублей за литр до 5500. Даже при "минимальной" накрутке дополнительная прибыль на 1 литре составляет 1300 рублей, или 59 процентов. Изменений на рынке бензиновых услуг не произошло даже после того, как в конце прошлой недели во Владивосток в адрес одной из коммерческих фирм прибыл танкер с АИ-98 из Японии. Ведь дополнительная прибыль от каждого нового дня продажи топлива по завышенным расценкам уже исчислялась десятками тысяч долларов. Как тут не вспомнить известную цитату из ленинского наследия, что капитал для получения сверхприбыли готов идти на любые преступления.

При этом все затраты остались прежними. Цены на высокооктановый бензин растут только у российских производителей. На конец октября 1 тонна АИ-93 стоила порядка 2 миллионов 400 тысяч рублей. Справедливости ради необходимо отметить, что от продукции отечественных нефтеперерабатывающих заводов никто полностью не отказывается. Исключением стало предприятие в Омске - крупнейшее в Сибири, где требуют полной предоплаты. А вот с Хабаровском и Ангарском сотрудничество у Приморья продолжается. Сбой произошел нынешней осенью. На амурском заводе им. С. Орджоникидзе закончилась сырая нефть, а в объединении "Ангарскнефтесинтез" возник целый ряд субъективных причин.

Поэтому все поставщики бензина на владивостокский рынок начиная с 1994 года сотрудничают с зарубежными компаниями - экспортерами качественных нефтепродуктов. В основном топливо доставляется из Японии, Южной Кореи и Китая, хотя известен случай, когда на российский Дальний Восток пришел танкер с бензином из района Персидского залива (его транспортировка морем через Индийский и Тихий океаны оказалась дешевле, чем из Прибайкалья по железной дороге). При этом стоимость 1 тонны импортного бензина, включая таможенные платежи, составляет примерно 1 миллион 800 тысяч рублей. Разница в стоимости с товаром отечественных производителей составляет более полумиллиона рублей с каждой тонны. Кстати, из-за этого цена бензина в Приморье в хорошие времена всегда была ниже, чем в других восточных регионах России.

Потребитель во Владивостоке в лице автомобилиста покупает топливо по цене, близкой к окончательной российских заводов-поставщиков, на которую продавцы накручивают проценты за транспортировку, налоги, содержание АЗС и т. д. Перед продавцом покупатель полностью бесправен - автомобилист во Владивостоке настолько привык к колесам, что готов приобретать АИ-93, а лучше АИ-95, за любые деньги, главное - чтобы бензин оставался в продаже. В лучшем случае некоторые водители могут компенсировать часть возросших затрат увеличением расценок за провоз пассажиров.

Как-то повлиять на ценовой беспредел на бензиновом рынке государство не может, поскольку еще в марте 1995 года специальным правительственным постановлением самим продавцам всех видов горюче-смазочных материалов предоставлено право регулировать цены на реализуемую продукцию. При этом они должны руководствоваться спросом, который, как заметил весь Владивосток, в ноябре резко возрос. Поэтому специалисты комитета по ценообразованию и контролю за ценами краевой администрации не могут влиять на ситуацию, так же, как, впрочем, и специалисты комитета по защите прав потребителей, что они подтвердили в беседах с журналистом "В". Впрочем, власть и не торопится что-то менять, ведь в этом случае она получает больше налогов. Но при этом и должна следить за качеством услуг и товара. Но, видимо, не справляется с возложенными на нее обязанностями, поскольку на некоторых АЗС можно запросто купить смесь А-76 с АИ-93 по цене чистого АИ-95. Однако это уже тема отдельного разговора.

В заключение хочется подчеркнуть, что во всех развитых странах ценовая политика в области бензина и горюче-смазочных материалов является прерогативой государства. Наша бедная Россия и дальше будет оставаться бедной до тех пор, пока наличие на заправках бензина будет зависеть от возможности хорошо на этом заработать...

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"