Проза дамская и недамская

Наталья Маркович «Антиcasual. Уволена, блин». Татьяна Огородникова «Брачный контракт, или Who is ху…». Анна Старобинец «Убежище 3/9».

15 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1997 от 15 авг. 2006

Наталья Маркович «Антиcasual. Уволена, блин». Татьяна Огородникова «Брачный контракт, или Who is ху…». Анна Старобинец «Убежище 3/9».

Бывают такие книги… Берешь в руки, открываешь, начинаешь читать - и понимаешь, что ничего не понимаешь. То есть не поддается осмыслению логика издательства, не только принявшего сей труд к опубликованию, но и нашедшего в этом тексте некий глубинный смысл…

Впрочем, утешаться остается двумя мыслями. Первая - почти по Гоголю: уж если вышла такая книжка, то где-то, видимо, живет и тот, кто с интересом ее прочитает. Вторая - ну не все же такие…

И когда вторая мысль находит свое подтверждение - это повод для настоящей радости…

Все три автора, представленных сегодня в обзоре, называются в аннотациях к своим книгам не иначе как «представительницы молодой женской прозы России». Если судить по Маркович и Огородниковой, дамская - язык не поворачивается сказать женская - проза в России пребывает в состоянии глубокой стагнации.

Наташа Маркович написала нечто о женщине, которую позиционирует как простую москвичку, к рублевским дамам Оксаны Робски (не зря же в заголовок вынесен «Антикэжуал») не имеющей никакого отношения. Она, эта простая москвичка, сразу после непонятного увольнения с непонятной работы решает… открыть ресторан. Для этого мотается в Питер, посещает с подругами питейные заведения, находит непонятно где непонятно каких инвесторов, влюбляется в пикапера, словом, ведет самый обычный образ жизни. Простенький такой. Вы вот, дама, узнали себя в героине? Как это нет? Ну надо же…

Надуманные, высосанные из пальца коллизии и проблемы, героиня, столь же реальная, как мираж в пустыне, - вот что такое книга Маркович. А главное - при в общем-то небольшом объеме она невыносимо скучна и читается мучительно. Просто физически ощущаешь, как зевала «писательница», сочиняя это. Что же остается читателю?

Опус Татьяны Огородниковой, на первый взгляд, просто житейские, точнее, небожитейские, комментарии к Гражданскому и Семейному кодексам. Автор взяла главы о брачном контракте, старательно переписала и добавила к каждой небольшую дозу псевдожитейских историй «на тему», а также собственных рассуждений. Что получилось в итоге? А ничего. Набор не самого высокого уровня газетных статей. Нет в книге ни реального желания помочь потенциальному читателю, ни души… В конце концов, любовные истории с душераздирающими подробностями лучше читать отдельно, а ежели у кого вопросы по брачному контракту возникнут, так проще к адвокату сходить…

Вот так, прочитав Маркович и Огородникову, можно очень расстроиться и начать переживать о том, что же такое современная российская женская проза. И только Анна Старобинец успокоит. Все нормально с прозой. Просто есть литература дамская, а есть недамская. Точнее - просто хорошая проза.

«Убежище 3/9» можно назвать фантастическим или мистическим триллером, можно - фантасмагорией, можно сравнить с творчеством Филиппа Дика или Стивена Кинга, можно сказать: ах, какой фильм может из этого получиться…

А можно проще. «Убежище 3/9» - захватывающая, держащая в напряжении, написанная хорошим языком книга, в которой пересекаются реальности, Явь и Навь, мир, видимый нам, и мир, о котором мы только догадываемся, читаем в русских народных сказках… Книга - при безусловно фантастическом начале - заставляет о многом задуматься и одновременно не отпускает от себя ни на минуту. Но и когда перевернута последняя страница, в читателе бьется мысль, герои не оставляют его воображение, заставляя снова задумываться, что в книге правда, а что - безусловный вымысел…

И меньше всего думаешь, кто же автор - мужчина или женщина…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»