В казармах - крики, стоны, плач

Призвали меня служить в 1939 году в Верхнеудинский полк. Там стал сержантом, командиром отделения, в 40-м служил в Воронежском военном округе, городе Борисоглебске.

15 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1997 от 15 авг. 2006

Призвали меня служить в 1939 году в Верхнеудинский полк. Там стал сержантом, командиром отделения, в 40-м служил в Воронежском военном округе, городе Борисоглебске.

Один из наших полков был укомплектован командным составом полностью, а солдат не было. Запасной полк, служили здесь временно, по три месяца.

Армию я любил. Ладил со старшими командирами, собирался вступать в партию.

21 июня 1941 года меня вызвали к командиру. Он сказал, что 22 июня у нас в полку будет партконференция и ночью должны приехать 40 делегатов.

- Тебе, сержант, их поручаю, - сказал командир. - Примешь, встретишь, расквартируешь. Получи комплекты белья и вообще - не подведи.

Приказ я выполнил и в ночь на воскресенье в военном городке стал ждать делегатов. Полночь, час, два… Уже и четыре утра, а никого нет. Удивлению моему не было предела. Что случилось? Уснул прямо в казарме, приказав часовому будить меня, если кто-то приедет.

Часовой разбудил меня очень скоро:

- Товарищ сержант, вставайте! Война!

- Кто тебе сказал? Что за ерунда?

- Жены комсостава…

- Слушай больше баб…

Повернулся я и уснул. Часовой разбудил чуть позже:

- Товарищ сержант, точно - война! Сейчас Молотов будет выступать по радио!

Подхватился я - и бегом в городок.  А там уже митинг идет, в толпе слышу: «Немцы Киев бомбили… Минск… Севастополь…».

Прибегаю к командиру:

- Делегации не было!

- Не до конференции теперь, сержант. Иди, займись своим взводом, успокой.

А успокаивать были причины. Солдаты мои, отслужившие три месяца, должны были 23 июня по домам разъезжаться, по семьям. Представляете, в каком состоянии они были?

К вечеру полк превратился в сорочинскую ярмарку: стали приезжать родственники солдат, кто жил поблизости - на телегах, велосипедах, попутках… В казармах - плач, слезы, крики… Страшная картина людского горя.

Через неделю, освоив новые станковые пулеметы, мы эшелонами уехали на фронт. И это была уже другая история.

Автор: Петр ЩЕГЛАКОВ, село Лазо