Сто лет до новоселья
Сто лет прожить - не каждому дано. Именно столько исполнилось жительнице Владивостока Марии Норкиной. Уроженка Кировской области, волей судьбы она оказалась в Приморье. Солдатская вдова. В Великую Отечественную войну потеряла мужа. Сейчас она живет вдвоем с шестидесятисемилетней дочерью в аварийном доме.
Сто лет прожить - не каждому дано. Именно столько исполнилось жительнице Владивостока Марии Норкиной. Уроженка Кировской области, волей судьбы она оказалась в Приморье. Солдатская вдова. В Великую Отечественную войну потеряла мужа. Сейчас она живет вдвоем с шестидесятисемилетней дочерью в аварийном доме.
Мария Александровна помнит себя с пятилетнего возраста. Тогда - в 1911 году они с братом, который был лишь на год старше, вышли в поле на жатву.
- Папа выдал нам по новому, только что изготовленному серпу, и мы босиком вышли обрабатывать пшеницу, - делится воспоминаниями юбилярша.
Нелегкий крестьянский быт вынуждал детей помогать родителям с малых лет. И это неудивительно: в семье Александра Абрамовича и Евдокии Михайловны Отмаховых родилось десять детей, а значит, едоков хватало. Старшие работали наравне со взрослыми, и здесь не было никаких поблажек. Третья по счету в семье, баба Маша не понаслышке знает, что такое быть старшей.
В семнадцать лет Марию отдали замуж, конечно, как это было тогда, «по родительскому сговору». Как она говорит: «Любовь пришла позже».
Жительнице Владивостока исполнилось сто лет, но старушка сохранила ясность ума и, несмотря на возраст, толково отвечает на все вопросы.
- Я помню многое, если рассказывать вам всю мою жизнь, нужно посвятить целую книгу, и то не хватит бумаги. Что сказать вам, девочки?.. Мое единственное желание, чтобы все были счастливы. И еще хочу на старости лет пожить в нормальных условиях.
Желание - в «цивилизацию»
Условия жизни солдатской вдовы, мягко говоря, ужасные. Представьте, что вы попадаете в дом, где в любой момент может рухнуть потолок, а штукатурки как таковой практически нет. В центре кухни, там, где находится проводка, зияет огромная дыра диаметром полтора метра. Не лучший вид и в трех других комнатах, которые по своим размерам напоминают, скорее, собачью конуру, чем квартиру.
- Во время тайфуна мы с матерью боимся, что рухнет потолок или замкнет электропроводка, - говорит дочь Марии Александровны пенсионерка Нина Отрощенко.
Столетняя бабушка, Мария Александровна доживает свой век с престарелой дочерью - Ниной. Они единственные на свете, кто остался в живых среди свого рода. Отец Нины погиб В 1943 году и похоронен в братской могиле на Колпинском кладбище под Ленинградом. Старший брат умер в молодом возрасте. Других детей, кроме Нины Александрины у бабы Мани нет, впрочем, как у самой дочери.
Кстати, вся история столетней бабушки как жительницы приморской столицы начинается именно с дочери, вернее с того момента, когда последняя, выйдя замуж, перебралась вслед за супругом в Приморье.
Нина поселилась в селе Подъяпольское Шкотовского района в середине шестидесятых прошлого столетия, спустя несколько лет
На работу устроилась в колхоз, и опять поле и жатва, и так почти тридцать лет. Перед самым выходом на заслуженный отдых баба Маша успела поработать санитаркой в местном фельдшерско-акушерском пункте.
Во Владивосток мать с дочерью переселились около двадцати лет назад. Купили домик на «земле» на Чуркине, стали потихоньку сажать овощи. Пусть не ахти какое, но занятие есть и с пользой для дела.
- Я иду полоть грядки, и мать моя тоже собирается. Уж куда вам, мама, еле передвигаетесь, без вас справлюсь! - не без гордости рассказывает о своей родительнице Нина Александровна.
- Но бабу Машу так просто не остановить, характер такой - неугомонный, привыкла к работе! -присоединяются соседи, пришедшие поздравить со столетием Марию Александровну.
Сталин обещал, Николаев подписал
В этот день пожелать всех благ юбилярше пришли многие. Цветов и подарков было достаточно, но самое главное - внимание, подтвержденное реальным делом. Похоже, сбывается желание старушки, основанное на указе 1945 года, подписанном Сталиным. Согласно ему всем солдатским вдовам, мужья которых не вернулись с полей сражений Великой Отечественной, было обещано жилье от государства. Как говорится, не прошло и шестидесяти лет…
Как бы там ни было, во вторник глава Первомайского района Владивостока Станислав Михайлов объявил Марии Александровне, что она получает гостинку из городского маневренного фонда по адресу: Липовая, 2. Документ подписан мэром Владивостока Владимиром Николаевым. Эту квартиру ей давали и раньше, однако не предоставили документов, подтверждающих законность найма. А потому новоселье задержалось на неопределенный срок. И только при поддержке общественного отделения Союза пенсионеров Первомайского района это жилье все же досталось столетней жительнице Марии Норкиной.
- Наконец-то дождалась обещанного, говорят, его три года ждут, но я ожидала больше полувека, - говорит старушка, утирая слезы радости.
На ее век отрады хватило. Осталось только отметить новоселье. Когда это событие произойдет, Мария Александровна пока не знает, но, должно быть, очень скоро.
Автор: Виктория РЯБОВА, специально для «В», Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»