Сто пятьдесят пугливых килограммов
Весу в Елене Богомоловой, дрессировщице морских львов, что выступают нынче во Владивостокском цирке, - всего-то 47 килограммов. Но когда в Хабаровске ее питомцев пришлось загонять в клетки, 150-килограммовые морские львы ужасно испугались. И с перепугу попрятались - за маму. Так и выглядывали настороженно из-за хрупкой Лены: что такое с ними собираются делать?
Весу в Елене Богомоловой, дрессировщице морских львов, что выступают нынче во Владивостокском цирке, - всего-то 47 килограммов. Но когда в Хабаровске ее питомцев пришлось загонять в клетки, 150-килограммовые морские львы ужасно испугались. И с перепугу попрятались - за маму. Так и выглядывали настороженно из-за хрупкой Лены: что такое с ними собираются делать?
Ассистент на заборе
Вообще этот переезд был тяжелым для дружной компании морских львов. Жару эти звери переносят намного тяжелее, чем холод, ведь их естественная среда обитания отнюдь не тропики. В аттракционе Елены - сивучи и патагонские морские львы (для них наша влажная душная погода чуть привычнее), их обитель - бассейны с прохладной водой (плюс 15 для сивучей - уже очень жарко), а не клетки. Поэтому во время переезда малыши получили небольшие раны, а красавец Тоби в Уссурийске во время остановки просто выломал дверцу и отправился погулять…
Вспоминать об этом Елена не любит. К своим животным она относится с материнской нежностью, никогда не использует палку - ни во время дрессировок, ни на манеже. К тому же в ее аттракцион сивучи попали совсем малышами - и года не было. Их родители стали жертвами браконьеров. Елена с мужем Михаилом выкармливали малышей, приучали их к рыбе вместо материнского молока. С трудом преодолевали недоверие малышей к людям, терпели укусы, и в конце концов самочки Леля и Вета признали в Лене маму. Любят с ней играть, например, ласково подталкивая всеми 150 килограммами веса, свалить в бассейн. Между прочим, Лена терпеть не может купание и до сих пор при погружении с головой впадает в панику…
По интеллекту морские львы стоят очень высоко, примерно между собакой и обезьяной. При выполнении трюков нужно только учитывать их физиологические особенности: не заставлять прыгать через огонь, например, или крутиться на хвосте. И особенных трудностей с дрессировкой не будет. Они чувствуют настроение и здоровье дрессировщика, могут этим воспользоваться, могут пожалеть, схитрить…
Сегодня Леля и Вета, разумеется, Лену и Михаила не кусают. Морские львы вообще звери спокойные - до тех пор, пока не нарушается их пространство: манеж, где они работают, бассейны - личное, домашнее пространство… Крупных мужчин - помощников Елены и Михаила - самочки просто притирали к забору клетки и громко рычали. «А из вольера неслись вопли помощников, - смеется Елена. - Василия они как-то на самый верх забора загнали. Там и сидел, пока не подоспела подмога». С тех пор ассистенты в вольер без Лены или Михаила не заходят.
Бутерброды с кальмаром
Елена Богомолова занимается морскими львами пять лет, для нее это был своего рода эксперимент - к воде и рыбе Лена относилась весьма скептически. Не любила рыбный запах, купание… И когда только начала заниматься с Лелей и Ветой, называла их в шутку селедками. Сегодня для львов ласковое «селедки», брошенное Леной, - лучший комплимент. Значит, все хорошо, значит, работают они как надо, не ленятся, и вообще - жизнь прекрасна…
Патагонские морские львы Тобик (ему два года), Филя и Шарик (этих годовалых зверей готовят к работе в цирке на льду) пришли в аттракцион из дельфинариев Уругвая. Они поменьше, более ловкие, возможностей у них гораздо больше.
- С каждым животным мы занимаемся индивидуально, - говорит Елена. - Лучше меня никто их не знает. Я с ними провожу почти все время, даже в отпуске не была давно. И если они заболевают, связываюсь с дельфинариями, где работают узкие специалисты. И прислушиваюсь к их рекомендациям.
И патагонских львов, и сивучей держат в бассейнах с водопроводной водой, температура - плюс 9, куда добавляют морскую соль.
- Мы стараемся часто менять воду, - рассказывает Елена, - но во Владивостокском цирке в связи с небольшими размерами вольера не удалось установить очистные сооружения. Поэтому часто чистим дно бассейнов.
Чтобы лоснилась шкурка, морских львов достаточно хорошо кормить, давать витамины, следить за качеством воды.
Кормят львов рыбным ассорти, добавляют витамины. И даже кальмары, например, которых львам не так просто добыть в море, входят в рацион обязательно.
Больше всего Леля, Вета, Тоби, Шарик и Филя любят красную рыбку, семгу, форель - для них это лакомство.
- Кальмаров львы начинают есть примерно в два года, - объясняет Лена, - раньше они их просто не любят, поэтому приходится делать обманные такие бутерброды - красная рыба, кусочек кальмара, снова рыба - и так заставлять съедать. Но они хитрые. Ныряют в воду вместе с едой, там ее полощут и кальмара оставляют на дне. Вообще львы - большие привереды, несвежую рыбу, например мороженую годичной давности, есть не станут, лучше голодными останутся. И кстати, парная рыба им тоже не очень полезна. Поэтому приходится парную подмораживать - на сутки-двое. По сути своей львы - нюхачи. Привыкают к запахам, однажды, когда я сменила духи, меня не узнали. В дикой природе мать находит своего малыша по запаху, и если к нему прикоснулся человек, не подпустит к себе.
Ежедневная норма рыбы для самочки - 37 килограммов, самцы съедают меньше. Животные Елены еще маленькие, даже не достигли половой зрелости, но в перспективе должны вырасти до внушительных размеров: самочки - до 500 килограммов, самцы - до тонны.
- Память у моих зверей изумительная, - улыбается Елена. - Полгода прошло, как мы какой-то трюк перестали делать, а они помнят, скажешь - выполнят. Я, разумеется, их люблю, отношусь почти как к детям. Стараюсь быть с ними строгой и справедливой. Не балую - иначе точно сядут на шею, но и халтурить не позволяю. И с удовольствием, например, дала бы возможность поплавать в море, но боюсь, что они заиграются, вольный дух взыграет - и позовет природа… Инстинкт - мощная вещь. Поэтому пока львы в море не купаются - нет больших закрытых вольеров…
Проблемой полового созревания морских львов Елена и Михаил пока не озабочены: самца для Лели и Веты в аттракционе нет. Хотя о потомстве дрессировщики подумывают: в неволе морские львы размножаются лучше - меньше патологий, детеныши лучше выживают. Так что, возможно, со временем очаровательных «селедок» в аттракционе будет больше…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»