Кто заплатит за льготника?
Приморская ассоциация таксомоторных компаний настаивает на повышении стоимости проезда во владивостокском городском транспорте до 9-10 рублей. Письма на этот счет уже направлены в соответствующие инстанции, в том числе - в администрацию Приморского края.
Приморская ассоциация таксомоторных компаний настаивает на повышении стоимости проезда во владивостокском городском транспорте до 9-10 рублей. Письма на этот счет уже направлены в соответствующие инстанции, в том числе - в администрацию Приморского края.
В качестве обоснования столь значительного повышения транспортники говорят о большом расходе топлива из-за стояния в "пробках", сложном рельефе и плохом состоянии дорожного полотна. "Кроме того, мы выполняем социально значимую работу по перевозке льготной категории граждан", - пишут они.
Региональная энергетическая комиссия Приморского края не согласна с доводами перевозчиков.
- При формировании любых тарифов мы руководствуемся принципом их экономической обоснованности, - говорит председатель РЭК края Григорий Неваленный. - Проще говоря, стоимость проезда в транспорте должна быть такой, чтобы предприятие окупало свои расходы и получало разумную прибыль.
С 2006 года право регулировать тарифы на автоперевозки получила Региональная энергетическая комиссии (РЭК) Приморья. В марте этот вопрос рассматривался на коллегии при губернаторе края. Сергей Дарькин поручил РЭК рассчитать стоимость автоперевозок в Приморье. 8 июня на заседании РЭК принято решение - установить стоимость проезда в городском автотранспорте в размере 8 рублей.
В стоимость билета включены все затратные статьи. Это фонд оплаты труда, отчисления во внебюджетные фонды, стоимость ГСМ, техническое обслуживание, амортизация (аренда) автобусов, прибыль, а также "прочие расходы" - офис, бухгалтерия, связь, диспетчерская служба и другие моменты.
- Рост цен на топливо, на который ссылаются фирмы-перевозчики, мы тоже учли в соответствии с прогнозами Минэкономразвития, - говорит председатель РЭК. - Расход топлива в разных режимах движения, износ шин - все принималось во внимание. Кроме того, мы работали с цифрами и расчетами, подготовленными при непосредственном участии транспортных компаний, и удовлетворили все их запросы в отношении топливной составляющей и техобслуживания. Так что, настаивая на цене билета в 9 - 10 рублей, они попросту просят нас утвердить для них сверхприбыли, оплаченные из кошелька горожан.
Еще один момент, на который постоянно ссылаются перевозчики, - льготники. Но здесь РЭК тоже непреклонна:
- Мы рассчитываем тариф для абстрактного пассажира, и неважно, студент это или пенсионер. Компенсировать проезд льготника - обязанность того, кто льготу провозгласил. Включать расходы на перевозку льготников в тариф не просто несправедливо по отношению к другим гражданам, но и незаконно, - уверяют специалисты РЭК.
Кстати, предложенная РЭК стоимость проезда в 7-8 рублей в разных муниципальных образованиях устроила почти все города и районы Приморья. Недовольными остались перевозчики в наиболее крупных городах. И это при том, что, к примеру, во Владивостоке интенсивность пассажиропотока, а значит, и количество проданных билетов - несравнимо выше, чем в том же Спасске или Арсеньеве.
И еще один немаловажный момент. Каждый раз, когда повышается стоимость проездных билетов, фирмы-перевозчики обещают улучшить свою работу: обновить парк машин, сделать салоны чистыми и комфортными. В итоге же все остается по-прежнему.
Доля стоимости ГСМ в тарифе - 42 процента. Официальный прогнозируемый рост цен на топливо в 2007 году - 0,9 процента. И даже при 20-процентном росте цены увеличение тарифа не может превышать 10 процентов. Перевозчики Владивостока предлагают повысить стоимость билета с 7 до 10 рублей, а это - рост на 42 (!) процента.
Сегодня у большинства муниципальных образований нет сколько-нибудь обоснованной программы развития пассажирского транспорта. Будь у муниципальных властей такая программа, подкрепленная точными экономическими расчетами, а также договоренности с инвесторами, готовыми участвовать в ее реализации, часть расходов можно было бы включить в тариф. Пока же РЭК не считает целесообразным брать с приморцев более 8 рублей.
От редакции "В"
Позиции обеих сторон - и компаний-перевозчиков, и комиссии, уполномоченной устанавливать тариф, - вполне понятны, однако оставляют ощущение некоторой недоговоренности.
Что касается перевозчиков, то, честно говоря, трудно поверить, что зарплата водителя составляет 4 тысячи рублей. Остаются вопросы и к состоянию автобусного парка, вежливости водителей, их способности создать в салоне атмосферу взаимной доброжелательности (курение, громкость музыки, объявление остановок и т. д.)
Есть вместе с тем определенное лукавство и в позиции РЭК. Совершенно справедливо, что компенсировать проезд льготника - обязанность того, кто эту льготу провозгласил; в данном случае - администрации Владивостока. Не секрет, однако, что компенсации перевозчикам за льготников поступают, мягко говоря, с очень большим скрипом и не в полном объеме. Не составляет секрета и другой факт: в соседнем Хабаровске с 1 января текущего года стоимость проезда и в муниципальном, и в коммерческом транспорте составляет 10 рублей. При этом понятно, что топливо там не дороже, а протяженность маршрутов и состояние городских дорог как минимум сопоставимы с владивостокскими. Значит ли это, что там в переговорах перевозчиков и РЭК срабатывают какие-то другие аргументы?
Как бы то ни было, "В" продолжает внимательно следить за развитием событий.
Автор: Ольга СЕРГЕЕВА, специально для "В", Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"