Шаг в седьмое небо

- А меня жена не пускала, - сказал Андрей, - она говорит, что, по статистике, за год в крае разбивается три-четыре парашютиста. Говорит, мол, это, конечно, маловероятно, но вдруг ты будешь в их числе... Да ей вечно что-нибудь мерещится. Так я ее отправил на запад, а сам вот решил прыгнуть, пока есть возможность...

14 июль 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1981 от 14 июль 2006

- А меня жена не пускала, - сказал Андрей, - она говорит, что, по статистике, за год в крае разбивается три-четыре парашютиста. Говорит, мол, это, конечно, маловероятно, но вдруг ты будешь в их числе...
Да ей вечно что-нибудь мерещится.
Так я ее отправил на запад, а сам вот решил прыгнуть, пока есть возможность...
- А тебя не знакомили со статистикой, сколько людей ноги ломают или что-то типа того? - спросил Женя.
- У меня другая статистика, - ответил Андрей, - отец рассказывал, что когда прыгал, из группы в двадцать человек трое прилетали с мокрыми штанами.
- Два года назад здесь девушка разбилась. Вроде как оба парашюта не раскрылись, - встрял Костя.
- А я слышал, что это было вроде самоубийство... - сказал Женя.

Уже в половине девятого в новонежинском аэропорту было ужасно душно. Воздух пропитан запахом свежескошенной травы. На каждом шагу стояли небольшие самолеты, возле которых сновали загорелые парни в синих комбинезонах. Если бы не огромные толпы комаров и мошки, возможно, сложилось бы ощущение, что попали в рай. На машинах нас приехало восемь человек, хотя прыгать собирались только четверо: Костя и Женя, студенты-пятикурсники, строитель Андрей и его знакомая Люда. Остальные пришли просто поглазеть. Нас встретил  человек в синих грубых штанах и сообщил, что на инструктаж надо идти в главное здание, что после прыжка можно отдохнуть на речке с шашлычками, а также что он сегодня забыл побриться.

Возле главного здания парашютного клуба "Седьмое небо" деревенского вида женщина сообщила, что до девяти, пока не подтянется остальной народ из Владивостока, можно погулять.

- Ты там парашют упаковал? - окликнула она светленького парнишку в синем комбинезоне.

- Да все я упаковал, - ответил он.

- У нас во Владивостоке рыночные отношения. Заплатили деньги, хотим получить сервис, а у них тут: "Ты парашют упаковал?": Люди жизнью рискуют: Как-то несерьезно: - сказал Женя.

"Серьезно" началось на инструктаже. Опытный инструктор парашютной подготовки Андрей Савченко, на счету которого более 3700 прыжков, объяснил, что прыжки начинающие парашютисты могут выполнять с высоты не менее 800 метров при скорости пять метров в секунду. За парашюты беспокоиться не стоит, так как их укладывают опытные спортсмены, и каждый этап укладки проверяет инструктор. Парашюты разработаны в 60-х годах, и единственные их недостатки - большой вес (вместе с запасным - более 20 килограммов) и внушительные габариты, но пока ничего лучшего для начинающих не придумали. С начала года в "Седьмом небе" было выполнено около 2000 прыжков - и ни одного случая травматизма.

В самолете категорически запрещается держаться за тросы. Люди бывают разные: задумался, отцепил карабин - основной парашют не раскрылся. Также запрещается выпрыгивать без команды инструктора. А то бывают горячие головы: только сел в самолет и уже рвется в бой. Бывает и наоборот: человек подошел к раскрытой двери и начал сомневаться. Тогда инструктор может его подтолкнуть, но если человек увидел небо и категорически отказывается в него наступать, а это время от времени случается, никто заставлять его прыгать силой, выламывать руки-ноги не будет. Его просто отведут в сторону. 

Прыжок с парашютом по силе удара равен прыжку с полутора метров, поэтому надо научиться правильно приземляться. Группу из 20 человек повели на тренажер. Инструктор объяснил, как правильно надо ставить ноги, и предложил сделать всем по прыжку. На тренажере Люда остановилась.

- Боюсь, - нервно сказала она.

- Что значит "боюсь", а как ты собираешься с самолета прыгать? - подзадорил ее инструктор, и она прыгнула.

Потом каждый сделал по десять прыжков, и пошли надевать парашюты. Из группы в одиннадцать человек было две девушки: Люда, которая ужасно боялась, поэтому прихватила с собой группу поддержки, и Валя, которая приехала на электричке одна, поэтому не знала, куда деть сумку. Когда группа погрузилась в самолет, стало страшно: а вдруг что не так пойдет?

- Скажите, правда, что здесь два года назад разбилась девушка?

- Правда, шестого марта прошлого года на этом аэродроме был такой случай, - ответил летчик-испытатель, начальник авиационного клуба Александр Урбанович, - при мне дело было. Она тренировалась в парашютном клубе "Небесные ритмы", всю ответственность за инцидент взял на себя директор этого клуба. Я сам был свидетелем: идеальные условия, штатное раскрытие парашюта. Ее группа снижается, рядышком она. Сделала все правильно: посмотрела, правильно ли раскрылся купол, огляделась по сторонам, нет ли кого, на высоте 500 метров решила, что запасной парашют ей не нужен, и отключила страхующее устройство. Но на высоте 150 метров она задергалась и отстегнула лямку:

Ну вот, самолет сделал круг и сбросил небольшой парашют, чтобы определить скорость ветра. Еще один круг, выбросил одного, еще одного, в итоге на небе образовались четыре белые точки, которые увеличивались с каждой секундой. Еще круг, еще четверо, последний заход - трое. Все летели ровно, как по отточенной схеме. Ни у кого не раскрылся второй парашют, никого не сдуло ветром ни на коров, пасущихся за чертой, ни на трактор, который косил траву вне зоны приземления. Когда парашютисты приближались к земле, было видно, что у всех одинаково чуть согнуты ноги в коленях. Вот и последняя парашютистка встала и помахала рукой, а это знак, что все прошло нормально и медикам не стоит бежать сломя голову через все поле на помощь.

Андрей стоял со скомканным парашютом какой-то просветленный, из его глаз лились добрые лучи.

- Это непередаваемые ощущения, - сказал он, - в самолете все гудит, а в небе - тишина, покой. Я не знал, что небо такое потрясающе красивое. И земля приближается так медленно: В следующие выходные, если будет хорошая погода, обязательно прыгну.

- Я не думала, что полет будет таким долгим, - сказала Валя, - казалось, что прошла целая вечность. У меня в полете чуть закружилась голова, но ощущения действительно небесные.

- Сама прыгнула или вытолкнули?

- Может, и вытолкнули, но я этого не заметила. Просто там все так быстро: пошел один, второй приготовился, пошел, там даже не успеваешь о чем-то задуматься. Это нельзя передать словами.

- Я ожидал большего, - разочарованно сказал Костя, - и даже не испугался. Ты просто тупо висишь в воздухе. Никакого экстрима.

Автор: Анастасия ПОПОВА (фото автора), специально для "В"