Школа бесчестья

Тамара Петровна дважды прочла текст на белом листочке бумаги с официальными печатями, прежде чем осознала смысл. Глаза скользили по строчкам, перескакивая: "В производстве районного суда г. Владивостока находится: дело по иску: о защите чести, достоинства и деловой репутации. Предварительное слушание назначено на... Прошу явиться в суд для участия в процессе". Среди фигурантов дела значилась ее дочь Ксения...

12 июль 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1979 от 12 июль 2006

Тамара Петровна дважды прочла текст на белом листочке бумаги с официальными печатями, прежде чем осознала смысл. Глаза скользили по строчкам, перескакивая: "В производстве районного суда г. Владивостока находится: дело по иску: о защите чести, достоинства и деловой репутации. Предварительное слушание назначено на... Прошу явиться в суд для участия в процессе". Среди фигурантов дела значилась ее дочь Ксения...

Территория свободы

Это был очень маленький школьный форум, созданный учеником 9-го класса для своих же одноклассников. И зарегистрированных пользователей на нем - всего-то около 20. Реалии дня сегодняшнего - раньше дети собирались на скамеечках, нынче могут обмениваться мнениями с ровесниками, не выходя из дома. Волшебное слово - Интернет, территория свободы. То, что раньше писалось в дневниках и записках: обсуждение девчонок, беспечный треп, - модифицировалось с учетом времени и тихонечко жило себе в виртуальном пространстве. Ну и учителей обсуждали, а как же без этого? Вот они, разделы форума: "Учителя", "Девушки", "Просто так", "Кино", "Игры"... Что говорили? Догадаться несложно. Представьте себе современного подростка 14 лет, озабоченного половым созреванием и владеющего, как правило, русским устным и русским матерным. Словом, на этот форум ревнителям чистоты родного языка лучше было не заходить. Хотя - туда и так мало кто заходил. Своя компания. Говорили, не оглядываясь, не стесняясь и не контролируя язык.

Хотя Ксения - разумная тихая девочка - не раз предупреждала ребят: "Лучше закройте этот форум и создайте новый! Пока адрес этого не дошел до директора". Как в воду глядела.

Карина, одна из первых умниц и красавиц класса - в собственных глазах, но отнюдь не по мнению мальчиков, прочитав посвященную своей особе тему, разобиделась в пух и прах. Сначала добром просила мальчишек удалить ветку с обсуждением. А затем... Затем подошла к одной из учительниц и "проявила сознательность", проще говоря - наябедничала. Рассказала и о том, что есть такой форум, и как, собственно, отзывались ученики о педагоге.

Персональное дело

Думаю, что администрация школы и учителя вряд ли были счастливы, когда читали этот маленький форум. И не ожидали, конечно, одних только дифирамбов и восхвалений в свой адрес, но почти наверняка не были готовы к такому. Особенно оскорбленной почувствовала себя учительница русского языка и литературы. Во всяком случае, процитировать на газетной странице то, что писали на форуме девятиклассники о Марине Альбертовне, возможным не представляется. Разве что единственную реплику Ксюши: "Она меня бесит!".

Весь 9-й "Б", в том числе и организаторов форума, вызывали в кабинет директора поодиночке. Что там говорили педагоги детям, можно представить по одному простому факту: умница Саша, который, собственно, и сделал форум, после разговора пришел домой черным, лег на диван и сказал маме, глядя в потолок пустыми глазами: "Я не хочу жить".

А через пару дней Марина Альбертовна принесла в суд иск о защите чести и достоинства, посчитав, что матерные выражения в ее адрес порочат ее деловую репутацию. "С 15 марта 2005 года учащимся 9-го класса в Интернете был создан форум, на котором в недопустимой форме (нецензурных, оскорбительных выражениях) были помещены высказывания обо мне. Реплики вышеназванных лиц в мой адрес прилагаются. Мало того, что мне причинен моральный вред (нравственные страдания) действиями, нарушающими мои личные неимущественные права и нематериальные блага (достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация), все сведения, порочащие честь, распространены не просто в средствах массовой информации, а во "всемирной паутине" - Интернете, куда доступ имеет любой человек не только в России". Свои страдания педагог оценила в 60 тысяч рублей: двадцать с Саши, как организатора, и по 10 - с четырех остальных фигурантов дела, в том числе и Ксении. Ее появление в иске было шоком даже для задиристых мальчишек: неужели слова "она меня бесит" стоят 10 тысяч рублей?

Дорогая Марина Альбертовна

На первом слушании, куда изумленные родители привели слегка испуганных детей, судья довольно быстро разобралась с иском, твердо дав понять, что для дальнейшего хода дела мало только распечаток форума с малопристойными репликами. Нужны свидетели и доказательства. На следующий день в школе 9-й "Б" снова гоняли к директору. И снова разговаривали за закрытыми дверями. А вечером того же дня утратившие весь задор мальчишки, еще недавно бодро в форуме заявлявшие: "Мы ни *** закрывать не будем, а эти ***** пусть сюда просто не залазеют" (орфография сохранена), купили огромный букет и дорогие конфеты и отправились к Марине Альбертовне домой. Просить прощения. Звали с собой и Ксению, у которой, кстати, после всего произошедшего случился нервный срыв. Но Тамара Петровна строго-настрого запретила дочери вставать с постели. И не только потому, что боялась за ее здоровье.

- Тебе не за что извиняться! Ничего дурного ты не совершила, - сказала мать дочери. - И каяться в несуществующих грехах не будешь.

На следующий день после покаянного визита к учительнице Марина Альбертовна забрала исковое заявление. А вскоре начались экзамены. Которые стоили Ксении и ее маме кровавых слез и после которых девочка перешла в другую школу. Где - о чудо! - те же самые ее знания оцениваются педагогами куда как выше. Форум в Интернете был закрыт и удален его создателями. Но история эта - крайне показательна.

Путями Макаренко и Сухомлинского...

Много лет назад автор этих строк написал с друзьями шутку - о каждом из учителей той школы, где они учились, немного стихов - не матерных, но довольно язвительных. Блокнот с "поэмой" отобрала у учеников на перемене и передала директору школы учитель химии. Затем началась буря. Авторов по одному вызывали к директору. Говорили об исключении, о "мазании грязью чистых имен", о том, что только юный возраст не дает возможности "дать этому делу политический ход"... Какому делу? А вот... Учителя - это святое, и о них не то что шутить, но даже имена всуе лучше не употреблять. Прошло больше 20 лет - и ничего не изменилось. Что бы ни говорили сегодня о полной перестройке школы, основа ее морально-нравственных принципов - советская педагогика с Павликом Морозовым и моральным кодексом строителя коммунизма - осталась прежней. Почему-то сама мысль о том, что ученики могут и обсуждать учителей, и быть недовольными их работой, и иметь свое мнение, вызывает у педагогов гнев. И первая реакция на любое инакомыслие - отвратительная разборка в стиле советских времен, когда личность ученика ни в грош не ставится.

Конечно, мат - неважно, в чью сторону он направлен, - это мерзко. И девятиклассники должны были получить урок: за свои слова нужно отвечать. Тем более - за слова написанные, пусть и не на бумаге. Потребовать извинений за грязные фразы учитель имеет право. И даже иск в суд в этом смысле возможен. Но как только в формулировке иска появились слова о материальной компенсации, как только детей стали вызывать на "отчитывание" к директору - именно в этот момент праведный гнев педагога перестал быть таковым и обратился против его авторитета.

Доступ в Интернет, персональные компьютеры - реальность сегодняшнего дня. Во многих школах официально существуют и сайты, и форумы, на которых ученики - разумеется, с меньшей степенью откровенности - обсуждают школьные дела. Думается, что и неформальных форумов будет становиться все больше (и между прочим, российское законодательство до сих пор никак не может толком определиться, что же такое Интернет и форумы на нем - средство ли массовой информации или частная жизнь). И не запрещать или закрывать их надо. Надо просто смириться с тем фактом, что ребенок - личность со своим мнением о жизни. И в первую очередь ребенка надо уважать, а уж потом - воспитывать. Тогда, наверное, и матом об учителях дети высказываться не будут.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"