Счастлив, потому что честен

Виктор Барыкин, заслуженный артист России, репетитор-балетмейстер Большого театра, во Владивосток в первый раз прилетал три года назад. Запомнил только море и сопки. О том, что в городе есть хореографическая школа, даже не подозревал. И потому очень удивился, когда пригласили провести мастер-классы для студентов хореографического училища ДВГУ. Но прилетел.

30 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1973 от 30 июнь 2006

Виктор Барыкин, заслуженный артист России, репетитор-балетмейстер Большого театра, во Владивосток в первый раз прилетал три года назад. Запомнил только море и сопки. О том, что в городе есть хореографическая школа, даже не подозревал. И потому очень удивился, когда пригласили провести мастер-классы для студентов хореографического училища ДВГУ. Но прилетел.

Потому что уверен: молодые и фанатичные составят будущее русского балета. Того самого, в области которого мы впереди планеты всей.

Вообще-то в балет 12-летнего Виктора привел: дух соперничества. Он серьезно занимался спортом, дни напролет играл в футбол, разбивая локти и коленки. А 13-летний сосед, закадычный друг-соперник, занимался в студии танца. Однажды отец соседа, поглядев на покрытого синяками и ссадинами Витю, обронил: да, танец куда красивее.

- Во мне прямо дух противоречия взыграл, - вспоминает Виктор. - Пошел и записался в студию. И так занимался довольно долго: три дня в неделю футболом, три - балетом. Не хотелось другу-сопернику уступать. Он подал документы в училище, и я подал через год. Поступил. Так меня соперничество в балет и привело. Понравилось. Стало делом жизни. В театр попал - в меня поверили. А это очень важно, когда в тебя верят такие гранды, как Майя Плисецкая, Владимир Васильев: Они дали мне путевку в жизнь. В этом сезоне отмечал 30-летие творческой деятельности.

Между прочим, со спортом Виктор до конца так и не расстался. Много играет в теннис, каждый год принимает участие в теннисном турнире, организуемом Союзом театральных деятелей. Именно спорт, признается, помогает восстановить силы, вернуть тонус.

- Артист балета обязан быть всесторонне развитым. Всему в его жизни должно найтись место - выставкам, театру, книгам. И семье, обязательно семье. Сейчас балерины рожают и возвращаются в театр, это замечательно. Честь им и хвала! 

С мнением о том, что театр, как и любой творческий коллектив, - серпентарий единомышленников, Виктор в общем согласен. Многое случалось в жизни - и интриги, и предательство коллег:

- Но я ни о чем не жалею. Можно было пойти на компромиссы, где-то сподличать, чтобы станцевать ту или иную роль, но я не занимался этой бессмыслицей, не предавал друзей. Был честен сам с собой. И горжусь этим.  Меня всегда в жизни держала любовь. К балету. К профессии, ставшей жизнью. Никогда не боялся нового, танцевал все, что мне предлагали, любой эксперимент. И с временем эти, казалось бы, не мои роли становились любимыми, и я получал от них удовольствие не меньшее, чем от классических ролей. Эксперимент - это всегда интересно. Балет должен двигаться, развиваться, в противном случае у него не будет будущего. Последние постановки, в которых я принимал участие - "Ромео и Джульетта", "Золушка" по Прокофьеву, - показывают, что балет может и должен соединяться с модерном. К ролям в  зрелом возрасте относишься более критично, но за эти спектакли мне не стыдно.

Назвать любимую партию Виктор не может. Все роли, считает он, когда пропускаешь их через сердце, становятся любимыми. Хотя с особой нежностью вспоминает спектакли, поставленные Владимиром Васильевым, - "Икар", "Макбет" и те, в которых танцевал с великой Плисецкой, - "Чайку", "Кармен-сюиту", "Анну Каренину".

- Балет - самоотречение, тяжелый труд. На сцене красиво, а на деле - кровь и пот, травмы и болезни. Для того чтобы чего-то достичь в балете, надо быть фанатиком. Это совершенствование занимает много времени, на него способны единицы. Начинающим танцорам я всегда говорю: если вам нравится балет, отдавайте ему всего себя. И вы получите отдачу и будете счастливым человеком. Как я.

- К слову о начинающих. Скажите, Виктор, есть ли перспективы у хореографического училища ДВГУ?

- Перспектива есть, великолепно, что вы пытаетесь поднять ношу, которая не даст быстрой отдачи. Вижу, с каким фанатизмом репетируют девочки, вижу, что есть огромное желание. Именно сочетание желания и трудолюбия приведет к прогрессу. Все появится - и театр будет у вас, вот увидите. Пусть не сразу. Главное - начать.

У меня дочь Катерина танцует в Большом театре. Сначала, когда она решила стать балериной, я даже помогал, а потом как-то уже и не был рад. Всегда, знаете ли, переживаешь сильно за детей, больше, чем даже за себя.

Молодые танцоры дают мне надежду на большое будущее русского балета. Очень много талантливых ребят, другое дело, что время сейчас такое: практически материалистичное. Я понимаю, что молодой человек хочет красиво жить и иметь много денег. Но это вторично. Придут эти деньги, если ты будешь заниматься своей профессией с любовью, отдавать себя, насколько возможно и больше того.

Не нужно, завлекая зрителя на балетные спектакли, ставить все с ног на голову, уподобляться шоу-бизнесу. Танцор должен прочувствовать, что он делает, сделать что-то новое, и вот это новое и будет развитием балета. Можно часами смотреть видеозаписи, как танцуют великие, и копировать их досконально. Но это тупиковый путь. Найти свой путь, свое видение - вот перспектива. Давайте делать красивый балет, в жизни не так много красивого.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"