Юрий Оборин: "Главное - это жизнь и дисциплина!"
3 июля вся страна будет отмечать юбилей службы ОРУД-ГАИ-ГИБДД. Помимо всевозможных бравурных заявлений, которые обычно делаются на таких юбилеях, есть всегда непраздничные вопросы, которые касаются каждого человека. Потому что независимо от того, являетесь вы обладателем автомобиля или нет, вы все равно участник движения.
3 июля вся страна будет отмечать юбилей службы ОРУД-ГАИ-ГИБДД. Помимо всевозможных бравурных заявлений, которые обычно делаются на таких юбилеях, есть всегда непраздничные вопросы, которые касаются каждого человека. Потому что независимо от того, являетесь вы обладателем автомобиля или нет, вы все равно участник движения. День настоящий и день будущий на дорогах - в интервью начальника управления ГИБДД УВД Приморского края, полковника милиции Юрия Оборина.
Больше денег и программ
- Юрий Владимирович, праздник праздником, но статистика дорожных происшествий в крае ухудшается. Как это сочетается с юбилейным настроением службы ГИБДД?
- Вообще проблема людей, которые гибнут в дорожных происшествиях, - это проблема мирового уровня. Ежегодно в мире от ДТП уходит из жизни около одного миллиона человек, а по данным комиссии Европейского сообщества, вследствие полученных травм в автомобильных авариях около 45 тысяч европейцев погибают и 1,6 млн. получают ранения. Другое дело, что у нас с авариями и их последствиями - в России вообще и в Приморье в частности - хуже, чем в Европе. Судите сами: ежедневно на дорогах России погибают 100 человек. В год мы имеем 35 тысяч трупов. Получается, что за 10 лет "благодаря" авариям из жизни уходят свыше 300 тысяч человек - это население областного центра! В Приморье цифры выглядят тоже не блестяще: ежегодно в результате автоаварий мы теряем только 500 - 600 человек, а согласно нашим статистическим подсчетам в период с 1996 по 2005 год на дорогах края погибли 5,5 тысячи человек. Может быть, кого-то такие цифры и не впечатлят, но стоит задуматься над этим: ведь не просто умирают (порой в расцвете сил), от последствий этой аварии страдают другие люди, родственники погибшего. Такое ДТП всегда сопровождается "кругами по воде" - страданиями, материальными потерями и т. п.
О причинах столь тяжелой дорожной ситуации я скажу немного позже, а сейчас хотел бы отметить - я работаю в ГАИ свыше 30 лет, и такого внимания к этой проблеме, как в последние три года, я еще не видел. На гибель людей в авариях обратило внимание правительство, обращает на это внимание и президент. Во-первых, созданы сами программы и концепции дорожной безопасности, изучен опыт зарубежных стран, который может быть применен у нас. Во-вторых, на реализацию этих программ сейчас выделяются большие финансовые ресурсы. Так, на федеральную программу дорожной безопасности, связанную с разработкой предупреждающих мероприятий, выделено 55 миллиардов рублей. Программа рассчитана на несколько лет, и правительством поставлена конкретная задача - добиться снижения аварийности на 50 проц.
Справка "В"
Российская Федерация входит в группу стран с ухудшающейся дорожной ситуацией. В России число погибших на 100 тысяч жителей в три раза выше, чем в Великобритании и Швеции, в два раза, чем в Германии, Дании и Канаде. Тяжесть последствий ДТП в нашей стране в 10-12 раз превышает значение этого показателя в других странах. При этом только в России темпы прироста погибших и раненых опережают темпы прироста автопарка. Как отмечает в своих выступлениях главный гаишник России Виктор Кирьянов, масштабы потерь от аварийности реально угрожают национальной безопасности страны.
Не дать ему нарушить
- А если точнее, какими мерами будут добиваться этого в Приморском крае?
- Сейчас расскажу. Сегодня в Приморье одной из причин высокой аварийности является выезд на полосу встречного движения. Это нарушение происходит повсеместно, и нельзя сказать, что виной всему - дорожные условия. Скорее, надо говорить о водительском бескультурье. А если так, то надо говорить не только о воспитании водителя, но и о том, чтобы не дать ему самой возможности нарушить. Сделать это можно как увеличением плотности нарядов ГИБДД (работа над этим уже идет), так и чисто механическими способами, например, созданием разделительных полос между потоками встречного движения. Мировая практика показывает: разделительная полоса - будь то леер, полоса из деревьев и кустарников или же какое-то другое сооружение - просто лишает самой возможности выехать на полосу встречного движения. К тому же, сегодня уже можно сделать упор даже не на человека (в нашем случае - инспектора на линии), а на технику. Опыт Европы говорит: применение всевозможных технических средств, фиксирующих нарушения, допущенные водителем, вкупе со штрафными санкциями приводят к тому, что водитель вынужден не нарушать правила дорожного движения. У нас же все начинается с элементарных вещей. Вот скажите мне, много ли ваших знакомых автомобилистов, садясь за руль, пристегиваются ремнем безопасности? Разговоры по мобильным телефонам, которые правилами запрещены, что, прекратились? Да нет же, разговаривают, причем в массовом порядке. Нашим автоинспекторам уже приходилось разбирать аварии, которые произошли (вы вдумайтесь в это!) из-за того, что человек пытался разговаривать по двум телефонам сразу! Конечно, тут уже не до руля: Подготовка водителей - это вообще тема для отдельного разговора. Мы уже пришли к выводу, что нынешняя система устарела и не учитывает многих реалий. Чему сегодня учат автошколы и что требуется при сдаче экзаменов в РЭО: правила и управление автомобилем. Но ведь конкретные-то ситуации, в которых могут оказаться автомобилисты, не отрабатываются. И в этом вопросе ГИБДД в лице министерства делает свои шаги: например, не так давно я в составе весьма серьезной делегации изучал опыт Южной Кореи. Там к обучению водителей подход более тонкий: вместо инспектора, принимающего экзамен по вождению, все ошибки сдающего фиксирует бесстрастный компьютер. Таким образом, человеку сразу же объясняются допущенные им ошибки и исключается вероятность коррупции, ведь электроника запрограммирована на "правильный" вариант сдачи. Это еще один пример "человеческого фактора".
- Но ведь на пустом месте разговоры о "продажности" водительских удостоверений не возникают. Уж, наверное, есть основания...
- Для пресечения фактов коррупции у нас есть при управлении контрольно-профилактический отдел (КПО), и силами этого отдела мы такого рода информацию проверяем. Действительно, есть среди наших сотрудников те, кто злоупотребляет своими полномочиями, таких мы и увольняем, и под суд отдаем, но: Есть такие пикантные моменты, когда мошенники продают желающим или подделки (такие лжеводительские удостоверения мы раньше изымали пачками), или же вовсе паразитируют на неуверенности людей в результате. Некоторое время назад сотрудниками КПО был задержан мошенник, который "работал" в МРЭО ГИБДД Владивостока. Суть его работы была весьма простой - он подходил к тем, кто был хорошо готов, но чувствовал себя неуверенно, представлялся официальным лицом и за определенную мзду брался "помогать" сдавать экзамен. Обставлял все это с размахом: заходил, чаще всего по каким-то мелочным делам, к начальникам в кабинеты, в общем, пускал пыль в глаза относительно своей важности. Получается, что люди сдавали все сами, а если у кого-то вдруг не получалось, мошенник возвращал деньги, мол, извини, брат, гаишники сегодня злые, они по плану должны были кого-нибудь "зарубить", тебе не повезло. Смешно представить, но так обманщик работал два года! Вот поэтому-то именно ГИБДД Приморского края настаивает на том, чтобы экзамены по вождению сдавали компьютеру: нет экзаменатора - нет и повода для коррупции.
Справка "В"
На 2 млн. жителей края приходится 500 тысяч автомобилей, и каждый год эта цифра увеличивается еще на 10-20 тысяч авто. А личный состав ГИБДД УВД Приморья пока насчитывает менее двух тысяч сотрудников при норме в пять тысяч. Cогласно последним милицейским расчетам на одного гаишника должно приходиться 35 км трассы. Пока этот показатель в 3 - 4 раза больше.
15 суток для острастки
- И вы все-таки надеетесь перевоспитать водителя, чтобы он ничего не нарушал и все соблюдал?
- В этом и состоит суть работы ГИБДД. Трудно поверить, но в конце 1950-х годов, когда служба ГАИ только-только становилась на ноги, в стране не было единых правил дорожного движения. А уже в середине 1960-х годов они стали нормой. 30 лет назад редкостью были светофоры, а теперь без них просто невозможно представить регулирование дорожного движения. То же самое - и с воспитанием водителя. Сегодня, например, у ГИБДД появляется мощный рычаг влияния в виде административного ареста. Представьте себе: утром человек ушел на работу, а вечером не вернулся домой, потому что был подвергнут принудительным работам на 10-15 суток за грубые или неоднократные нарушения ПДД. Жестко? Бесспорно! А терять на дороге двух человек в день убитыми - не жестоко? Конечно, эта практика пока не применяется, но для потенциального нарушителя такой вариант развития событий являлся бы мощным сдерживающим фактором. Вспомните опыт двухлетней давности, когда ГИБДД Владивостока устанавливала фанерных гаишников на скоростных участках пригородной трассы: так их и сжигали, и простреливали, и пилили - разве такое делается от хорошего правосознания? Поэтому, естественно, воспитание должно начинаться в комплексе - с детского сада и школы, через институт, армию, СМИ и до самой старости. И что бы там ни говорили, а штрафы - это тоже действенная мера. В Европе, например, штраф в 500 евро - это еще так, средне. Есть и по 800, и по 1000. Нас просят соотносить это с доходами граждан, но позвольте, правило тут простое: не нарушай - не оштрафуют. А та вольница, которая у нас длилась более 10 лет, в итоге и стала приводить вот к таким печальным результатам. И все-таки я верю в водителей, в то, что они и без штрафных санкций осознают: управление автомобилем - дело ответственное. В преддверии праздника я поздравляю всех сотрудников ГИБДД, особенно тех, кто сегодня стоит на линии, желаю им счастья, здоровья и, конечно, карьерного роста - чтоб если не до генерала, то до полковника точно доросли. А водителей попрошу - сделайте гаишникам подарок: 3 июля - день без единой аварии.
Приморцы, удачи вам и безопасных дорог!
Справка "В"
В 2005 году в Приморском крае зарегистрировано 4275 ДТП. В 2005 году 595 человек погибли и 5382 получили ранения различной степени тяжести. Тяжесть последствий ДТП снизилась на 0,5 проц. и составила 9,9 погибших на 100 пострадавших. По вине водителей зарегистрировано 3740 (+4,8%) ДТП, в том числе по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения 427.
Основными видами ДТП по- прежнему остаются:
- наезд на пешехода (37,6 проц.)
- столкновение (31,8 проц.)
- опрокидывание (16,1 проц.)
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"