Много шума и денег. Из ничего
Международная организация ЮНЕСКО признала мировым шедевром наряду с романом "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса, фильмом "Забриски пойнт" Микеланджело Антониони, Седьмой симфонией Шостаковича ...картину уфимского художника Александра Буганина "Праздник совиных перьев". И не просто шедевром, а культурологическим символом ушедшего XX столетия.
Международная организация ЮНЕСКО признала мировым шедевром наряду с романом "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса, фильмом "Забриски пойнт" Микеланджело Антониони, Седьмой симфонией Шостаковича ...картину уфимского художника Александра Буганина "Праздник совиных перьев".
И не просто шедевром, а культурологическим символом ушедшего XX столетия.
В одном из московских ресторанов прошло символическое прощание с картиной, которая на год отправится для экспозиции в галерее современного искусства во Франции.
Россия вполне могла бы гордиться своим соотечественником Буганиным, если бы вся эта история не была вымыслом. Кроме вечеринки в одном из московских ресторанов...
Вкус вымысла
Эта и многие другие истории - плод фантазии шоумена и матерого пиарщика Олега Назарова. А делает он это из вполне меркантильных соображений - для "раскрутки" ресторанов, компаний, организаций: За тем, что делает г-н Назаров, пристально следят СМИ, организовывая таким образом нужную шумиху вокруг объекта, который пиарит Назаров. Олег - это тот человек, который действительно может сделать СОБЫТИЕ, узнать о котором будет интересно всем. Среди его акций - оказание гуманитарной помощи посольству США, международный фестиваль африканских исполнителей русских блатных песен "Черная Мурка", празднование 900-летия русской каши и 750-летия знакомства Ромео и Джульетты, открытие галереи шоколадных бюстов российских олигархов и многие другие.
- Если честно, мне, например, поднадоел День моряка с его вечным атрибутом - Нептуном. А какой праздник вы бы провели во Владивостоке?
- Будет неправильно, если я отвечу. Богатство пиарщика заключается в его идеях. Мои идеи и так воруются и используются по всему постсоветскому пространству. Проблема в том, что идея - это та вещь, которую нельзя запатентовать: это ведь не название или открытие. Считается, что идеи витают в воздухе и принадлежат всем. Я так не думаю, поэтому не делюсь своими мыслями, чтобы не лишиться заработка.
- Вы когда-нибудь повторяетесь?
- В принципе я считаю, что повторяться нельзя. Но если чувствую, что моя идея - идеальный способ для раскрутки... К примеру, открывая караоке-ресторан в Москве, я провел чемпионат Москвы по караоке. Так почему бы не провести подобную акцию потом в Алма-Ате в аналогичном заведении? В одном городе повторяться, конечно, не буду. Ведь я устраиваю не корпоративные вечеринки, когда можно втюхивать один и тот же сценарий каждой компании, а пиар-акции, куда ходят журналисты. Если я буду повторяться, они потеряют интерес к моим мероприятиям. Многие мои коллеги оказались за бортом именно из-за этой ошибки.
- Как пришла идея зарабатывать деньги тем, чем вы зарабатываете?
- Не сразу. И кем только я не работал и не был! И переводчиком, и вашим коллегой - журналистом, даже возвращал долги с помощью своего умения договориться и внушить людям что надо. Кстати, в 1990 году я появился на страницах газеты "Вечерний Владивосток" (до 19 сентября 1990 года газета "Владивосток" носила такое название. - Прим. авт.). Там было опубликовано интервью с неким писателем-сатириком Олегом Назаровым, который дал два сольных концерта в местной филармонии.
Первая же моя акция была посвящена презентации сборника собственных стихов. Тогда я устроил феерическое шоу: Только эффект получился не тот, которого ожидал: книга так и не стала продаваться, а вот в ресторан, где проходила презентация, народ повалил. В то время о "связях с общественностью" говорили мало, и я, скорее чисто интуитивно, начал осваивать эту непаханую и обширную "целину".
Люблю говорить, что-то рассказывать (правда, слово из ненормативной лексики, употребленное Олегом Назаровым, точнее выражает то, что он любит делать. - Прим. авт.). Не хочу получать супербюджеты за то, что буду ходить каждый день на работу. Я получаю реальные деньги, занимаясь тем, что фактически ничего не делаю. Так, за разговоры: И мне это нравится.
Праздник денег
- А ничего, что люди верят вашим историям?
- Чаще всего мои легенды просто иллюстрируют главную тему акции, освежают ее пикантные детали. Пройдет время, саму акцию забудут, а история останется жить, простите за каламбур, в истории. В этом плане России повезло, что я не родился несколько веков назад летописцем Нестором, я бы таких сказок насочинял! Хотя очень может быть, что Нестор тоже этим занимался и выполнял заказ какого-нибудь придорожного трактира. В принципе журналисты и другие гости знают, что я люблю выдумывать праздники, но ложь моя никогда никого не смущает, поскольку, во-первых, это далеко не всегда ложь, а во-вторых, она добрая. Да и не ложь это вовсе, а скорее фантазия на тему "как это могло бы быть". Лет через сто все мои фантазии останутся запечатленными на бумаге, на пленке и в электронном виде и станут уже самой настоящей историей. По ней еще школьники будут учиться.
К тому же в своих легендах я никого не унижаю, никому не врежу, никого не стираю ластиком из памяти народа, как это делали профессиональные историки лет 70 назад. Наоборот, я расцвечиваю происходящее яркими красками, добавляю героям симпатичные индивидуальные черты и делаю это не по-лубочному аляписто, а в строгой стилистике сегодня.
- Кто может устроить праздник Олегу Назарову?
- Я, может быть, скажу цинично, но это может устроить заказчик, который даст мне много денег. (Немного подумав.) Может устроить красивая девушка, которая скажет: "О, я тебя люблю!": Или ресторатор, который накормит хорошим обедом:
- А что для вас Новый год, день рождения, 8 Марта?
- Дни рождения я не люблю, официальные праздники тем более и никогда не отмечаю, потому что это делают все. Как говорил испанский поэт Хуан Рамон Хименес, если тебе дают линованную бумагу, пиши поперек. Все, что идет супротив общего течения, привлекает внимание. Я, как и все артисты, стараюсь Новый год отметить на работе. Зачем мне самому себе устраивать праздник, если моя работа и есть праздник?
Не ОТкормить, а НАкормить
- Как, по-вашему, выглядит ресторанная карта страны?
- Москва, конечно, вне конкуренции. Питер очень хорош. В сравнении с российскими городами-миллионниками Владивосток смотрится выигрышнее и развитее. Ресторанные форматы и кухня во многих городах не модные, как во Владивостоке. Вот в Саратове у меня было такое чувство, что там недавно пережили голод, поэтому все пытаются отъесться. Местные повара берут кусок мяса или рыбы, запекают в большом количестве майонеза, сыра и яйца. Современная ресторанная тенденция в кухне - чтобы блюда были легкоусвояемые, сочетаемые, здоровые.
Сейчас все рестораторы считают необходимостью поразить гостей интерьером. Если говорить о Москве, то каждый открывающийся ресторан - это просто произведение архитектурного искусства. Я считаю, что это неправильно. Если бы я был ресторатором, я бы сделал нечто стильное, интеллигентное, может быть, тематическое, но не отвлекающее от еды. Что касается тенденций в сервисе, то их здесь не может быть, главный принцип на все времена - как можно лучше обслуживать.
- Похоже, вы знаете о "раскрутке" ресторанов все. Не хотите заняться этим бизнесом?
- Не мое это дело. Я разорюсь через три дня. Ресторанное дело - слишком сложный комплекс специальных знаний, умений и навыков. Чтобы заведение процветало, нужно не только заманить в него публику, но и правильно встретить ее, хорошо накормить. В моей практике были примеры, когда после проведения акции клиенты шли косяком, но их встречали такие страшные охранники, такие невоспитанные официанты и столь невкусные блюда, что люди во второй раз туда даже не заглядывали. Так что успех ресторана в лучшем случае лишь на треть зависит от "раскрутки", а остальные две трети - это грамотный менеджмент и хорошая кухня.
Автор: Татьяна КУЛИКОВА, "Владивосток"