Нестрашные тайны НАТО
В первой части шла речь о том, что происходит сегодня в брюссельской штаб-квартире НАТО и какую перестройку претерпел альянс после распада СССР. Неаполь далеко, но город это нашенский! Теперь я точно знаю, какого города не хватает в списке побратимов приморской столицы.
Окончание. Начало в номере за 16 июня.
В первой части шла речь о том, что происходит сегодня в брюссельской штаб-квартире НАТО и какую перестройку претерпел альянс после распада СССР.
Неаполь далеко, но город это нашенский!
Теперь я точно знаю, какого города не хватает в списке побратимов приморской столицы. Море, сопки, фуникулер и даже криминальные кварталы - все это не Владивосток, а Неаполь. А еще - невероятно узкие улочки (из окна в окно протянуты бельевые веревки, при желании можно чокаться с соседями), крошечные автомобильчики и мотороллеры, паста (то есть макароны) всех видов, сыр "Моцарелла" и местное вино от 1 евро за бутылку. "В тумане тихо плывет - или, раскален солнцем, тает - лиловый остров, одинокая скала среди моря, ласковый самоцветный камень в кольце Неаполитанского залива". Так писал об этих местах Максим Горький. Мы же прибыли в Италию потому, что здесь тоже расположены натовские подразделения.
Небольшой ликбез. Штаб-квартира НАТО, где обитает генеральный секретарь и все политическое руководство, находится в Брюсселе. Военное управление альянса разделено на два штаба: атлантический и европейский. Первый базируется в американском Норфолке (Вирджиния), второй - в бельгийском городке Монсе у самой границы с Францией и называется SHAPE, что можно расшифровать как "верховное командование союзными силами в Европе". Впрочем, местные шутники интерпретируют эту английскую аббревиатуру как "суперканикулы за счет налогоплательщиков". Натовскими силами в Европе сейчас командует американский генерал Джеймс Джонс. Именно на Монс замыкаются все три европейских офиса командующих объединенными силами НАТО, расположенные в португальском Лиссабоне, нидерландском Брунссуме и итальянском Неаполе. В свою очередь, из Неаполя командуют еще тремя "отраслевыми" штабами: военно-воздушных сил в Измире (Турция), наземных войск в Мадриде (Испания) и военно-морских. Последние расположены тут же, в Неаполе, на островке Низида; именно сюда лежала наша дорога.
Русскоговорящие натовцы уже не удивили. Офицеры ВМФ из Болгарии объяснили, что в начале своей флотской карьеры изучали русский. Теперь используют английский и опасаются, как бы не пришлось засесть за китайский.
По следам Брута и де Сада
Островок известен тем, что здесь жил и работал тот самый Брут. "Некоторые российские знакомые обвиняют меня в предательстве, - рассказывает капитан второго ранга по имени Тодор. - Мой отец, тоже офицер ВМФ, всю жизнь боролся с НАТО, а теперь его сын служит здесь. Но о каком предательстве может идти речь? Болгария - небольшая страна и не может самостоятельно обеспечить свою безопасность". Если уж говорить об исторических параллелях, то нам кажется более уместным вспомнить маркиза де Сада, так описывавшего эти места: "По извилистой дороге, с обеих сторон окруженной живописными, беспрерывно меняющимися пейзажами, мы дошли до Поццуоли, откуда хорошо видна Низида: Это было бы самое лучшее место для наших излюбленных забав; там, наверное, можно было чувствовать себя словно на самом краю света и творить все, что захочешь, отгородившись от нескромных взоров непроницаемой зеленой стеной" ("Жюльетта"). Теперь ничто не мешает испытывать маркизовы чувства офицерам стран НАТО. Как показалось, служба здесь непыльная. Рядом расположен яхт-клуб, членство в котором стоит 75 евро в год. Яхтой при этом владеть не обязательно - приходи и бери любую.
Буквально днями раньше нашего визита здесь находился один из кораблей Черноморского флота. Он принимает участие в операции Active Endeavour ("Активные усилия"), стартовавшей в 2001 году после известной атаки на башни-близнецы. Предполагается, что рано или поздно террористы попытаются захватить судно; для недопущения такого сценария корабли стран НАТО, а теперь и России, постоянно бороздят воды Средиземноморья. Наш ТОФ, конечно, слишком далеко, чтобы привлечь к операции и его. Но все-таки, как признаются представители Брюсселя, у НАТО есть определенные виды и на Тихий океан. "Внутри альянса уже идет дискуссия о размещении наших структур в других государствах, разделяющих наши цели и ценности, - говорит один из функционеров НАТО. - Возможно, наши штаб-квартиры откроются в Австралии, Японии, Республике Корея, Новой Зеландии. Мы уже больше интересуемся Китаем, как и он нами". Более того, упомянутые так называемые контактные страны (за исключением КНР) тем или иным образом уже участвуют в операциях альянса. Глобализация делает мир все меньше и теснее, в чистом виде локальных проблем практически не осталось. Вот и недавнее "Ралли Россия-НАТО" стартовало именно во Владивостоке. Так что трансформация НАТО - это не только переориентация на новые угрозы и выработка новой тактики. Альянс претендует на то, чтобы называться глобальной организацией.
НАТО - не нэп, но тоже всерьез и надолго
Уже сегодня Россия достаточно веско представлена в НАТО. Во-первых, существует военное представительство в Монсе. Как рассказал полковник Николай Юматов, в основном приходится заниматься вопросами оперативной совместимости с альянсом, обучением российских офицеров "натовским стандартам" (здесь под этим словосочетанием понимают не калибр патрона, а прежде всего вопросы коммуникации, документации и т. п.). "В юности, служа в Германии, я в кошмарном сне не мог представить, что окажусь здесь, - говорит Николай Юматов. - Но военные, в отличие от политиков, всегда смогут понять друг друга. Вот, например, со служащим здесь грузинским полковником у нас отличные отношения:".
Но главный "наш человек в НАТО" - это генерал армии Константин Тоцкий, бывший директор Федеральной пограничной службы, уже три года работающий постоянным представителем России при организации Североатлантического договора. Его рабочее место - в тихом зеленом уголке Брюсселя на авеню де Фре, рядом с посольством РФ в Королевстве Бельгия. На двери Тоцкого вместо фамилии почему-то лишь номер кабинета, на столе укреплен лозунг: "Мысли широко, говори кратко". С некоторой натяжкой Константина Васильевича можно назвать дальневосточником: в 1977-1980 он служил на Сахалине, затем - во Владивостоке в штабе Тихоокеанского погранокруга и в Находке (1981-1985). Поэтому корреспондент "В" передал ему привет с Тихого океана, вручив бутылку истинно приморского напитка. Впрочем, во время беседы пили исключительно кофе.
- Отправляя меня сюда, Владимир Владимирович сказал мне: это не "почетная ссылка", НАТО - всерьез и надолго. С каждым днем я все больше убеждаюсь в правоте президента! - говорит Константин Тоцкий. - Хотел бы обратить внимание на то, что Россия гораздо упорнее, чем в случае с НАТО, ищет пути сближения с Евросоюзом. Но в чем различия этих организаций, в которые входят практически одни и те же страны? Называть НАТО военным союзом уже неправильно: альянс трансформируется в международную организацию по безопасности. Мы с НАТО воевать не будем, и оно с нами не собирается, это однозначно. Поэтому мне безразлично, сколько танков прибавится у альянса. Не всегда НАТО - удобный партнер, мы спорим, и спорим жестко, но отказываться от политического диалога было бы неразумно.
Владивосток-Москва-Брюссель-Монс-Неаполь-Владивосток
Редакция благодарит Генеральное консульство США во Владивостоке за помощь в организации командировки
Автор: Василий АВЧЕНКО (фото автора), "Владивосток"