Круиз со своими

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Новый, 1976 год встречал я дважды, хотя первое из этих двух новогодних празднеств было, конечно, досрочное. Отпуск выпал на декабрь. Недолго думая, направил свои стопы в тогдашнее туристическое бюро во Владивостоке и предложил свои услуги: пойти руководителем группы в готовящийся на этот последний месяц года круиз “Из зимы в лето”. Опыт у меня такой уже был, в студентах ходил пару раз групповодом в круиз “По морям и землям Дальнего Востока”.

В лютые декабрьские холода мы загорали на экваторе, но к новогоднему застолью поспели вовремя

Ложками ели икру и взбирались к “эбекиной матери”

Какое же то было прекрасное морское путешествие! Организовывало его и предоставляло свои теплоходы ДВМП, потому и руководители групп набирались в основном из этой организации, ну и проникали в их число, конечно же, вездесущие и крайне любопытные журналисты.

Благодаря круизу “По морям и землям Дальнего Востока” удалось посмотреть Приморье, в котором жил, но разве знал толком? Например, уникальнейший остров Петрова - размером-то он всего один квадратный километр, кроме ученых и туристов, на него никого не пускали. На острове триста лет не было пожаров, потому заросли тиса здесь переплетены так дико и необычно, им много лет. Подводная каменная тропа ведет с берега. Она сооружена на дне, которое там неглубокое, сантиметров на 50 прикрыта водой и невидима. По ней чжурчжэни (древние жители нашего края) убегали на остров - прятаться от врагов.

Побывали мы на Сахалине, Камчатке, в Магадане, на Курилах. Самые незабываемые впечатления остались, пожалуй, от Курил. Ядовитая трава ипритка (природа на островах вообще удивительная, небывалой красоты) на Шикотане; ворота в один из городков на Итурупе из огромных китовых ребер; горячая вода в ручьях (бьют подземные источники) и чернохвойная тайга на Кунашире; отброшенные цунами далеко от берега истлевающие остовы суденышек на Парамушире... И “домашний” действующий вулкан Эбеко (у туристов родилось унифицированное ругательство: “к эбекиной матери”) на этом же острове. Восхождение на него длится часа четыре (с тыщу метров всего высотой), за день можно обернуться.

Нельзя не вспомнить хотя бы кратко эту эпопею. У подножия Эбеко - лес, дальше идут кустарники, потом только трава, мхи покрывают землю, мы ползали по ним, собирая ягоду шикшу (дело было осенью). Затем - безжизненные камни и ледники, это уже ближе к вершине. Запахи с примесью сероводорода, горячие струи фумарол бьют из-под земли, куски самородной серы валяются тут и там - японцы добывали ее на этой “вулканной” горе. Пообедали в кратере, потом - спуск. Спустя года два в одной из центральных газет промелькнуло сообщение: “Эбеко заговорил” - вулкан стал выбрасывать пепел и лаву.

Еще впечатление: на рыборазводном заводе на Итурупе разрешили нам наловить на обед красной рыбы. Двое туристов, войдя в воду, прямо руками натаскали пару десятков горбуш, целое ведро насолили икры-пятиминутки и ели ее ложками. Из рыбы сварили уху.

Где-то из шестидесяти городов нашей страны собрались туристы в тот раз на теплоходе “Приамурье”, расставаясь, люди плакали - так сдружил, так понравился им тот круиз. Долго потом мне, руководителю одной из групп туристов, шли теплые письма. Как жаль, что эти просто прекрасные, великолепные морские путешествия, продержавшись еще несколько лет, прекратили свое существование. Чудесные были директора этих круизов Алекумов (работник пароходства), Чайчевский (журналист). Время расцвета сегодняшнего приморского турбизнеса - впереди. Может быть, возродятся они?

Плещут холодные волн

ы

Круиз “Из зимы в лето” был рассчитан на две с половиной недели. За это время турбоход (именно так, не пароход или теплоход) “Советский Союз” должен был из Владивостока сходить в тропики, на экватор и вернуться обратно. Вот он стоит, серебристо-серый, у причальной стенки. Огромный, даже несколько громоздкий, издали как бы прошитый двойными строчками иллюминаторов. Довольно старая “посудина” - это трофейный гитлеровский корабль, ранее носил имя немецкого генерала времен первой мировой войны. На нем любил в свое время делать морские прогулки и сам Адольф Шикльгрубер. Во вторую мировую турбоход был затоплен, поднят, реставрирован, получил новое имя “Советский Союз” и продолжал служить теперь уже нам.

Мне приходилось до этого пересекать экватор, это было на военной службе, и наш корабль имел “кондишен”, на “Советском Союзе” система кондиционирования воздуха, естественно, отсутствовала. Пожалуй, это единственное, что несколько омрачало отдых. Из-за тропической жары порой было не уснуть там, на экваторе. Отличался этот круиз от предыдущего, о коем шла речь выше, еще тем, что весь его надо было провести на корабле, не сходя на берег.

Итак, “Советский Союз” двинулся в морское путешествие, пенится за кормой кильватерная струя. В лютый декабрь через несколько дней туристы уже загорали на верхней палубе. Но перед этим мы проходили Цусимский пролив. Звучат мелодии “Плещут холодные волны...”, “Наверх вы, товарищи, все по местам...” И там, где несколько десятилетий назад морская пучина поглотила российских героев, мы торжественно опускаем в воду венок. Дань памяти.

Когда проходили Тайвань, слегка штормило. Выныривали из туманной мороси какие-то странные длинноносые китайские суденышки, подозрительно вертелись подле нашего судна, сопровождали его какое-то время и молча исчезали. А мы “топали” дальше. Вскоре уже и солнце стало баловать круизян. Кто-то, “дорвавшись до бесплатного”, сразу и обгорел, страдал потом в тропиках от невозможности позагорать.

Рванул ленинградец на Филиппины

На пятые сутки морского путешествия произошло ЧП. Один из туристов, даже фамилию его помню - Курилов, ночью пропал, когда проходили мимо Филиппинских островов. Упал за борт и утонул? Сбежал? Мы терялись в догадках. Хотя вскоре твердо было заявлено: рванул на Филиппины, в “загнивающий” капитализм. На корабле было два тайных сотрудника КГБ, видимо, они получили эту информацию. Кстати, одного мы вычислили сразу. Он входил, как и мы, в дирекцию круиза - состоял в должности замдиректора. Директором же был Марк Раппопорт, невысокий, подвижный, талантливо исполнявший свою роль. Он постоянно вещал по корабельной ГГС, всегда бодро, весело, с юмором и выдумкой. Зам-кагэбэшник пытался подражать ему. Получалось неуклюже, мы больше посмеивались над ним, а не над его шуточками. Позже я узнал и второго тайного агента. Со мной в каюте жил еще один групповод Толя Роголев (ныне покойный, светлая ему память, КГБ зря точило на нем свои когти), тоже журналист по образованию (подвизавшийся в основном в сфере туризма) и отъявленный диссидент по духу. Вот меня “замдиректора” как-то и водил на “исповедь” к своему патрону по поводу Роголева, рассекретив таким образом его для меня. Это была женщина, шла она в круиз как туристка. Я никогда ни на кого не стучал, поэтому добиться от меня чего-то существенного им не удалось.

Но вернемся к перебежчику. Он все предусмотрел, даже билет, чтобы не вызывать подозрений, у него на обратный путь в Ленинград имелся, лежал вместе с паспортом у групповода (документы туристы сдавали). Курилов был ученый-океанограф, занимался созданием батискафов. Мотивы побега - из-за того, что его родители в свое время были репрессированы, не пускали в загранпоездки на симпозиумы и прочие научные “вылазки”. Для протеста он и выбрал такой путь. Мы прикидывали, как он это сделал? В овальный иллюминатор, который открывался посередине, поперек самого себя, он не протиснулся бы. Вероятно, спустился по штормтрапу на корме, на юте. Имел, видимо, легкий водолазный костюм и все другие необходимые причиндалы.

Новогодний бал на подходе к Приморью

Впрочем, недолго эта история была в центре внимания. Мы ведь отправились в круиз отдыхать, более чем на полмесяца сократив себе зиму. Корабельная развлекательная “индустрия” действовала на всю катушку. В самом начале круиза каждая группа выбрала себе имя: “Морепроходимцы”, “Бычки в томате”, “Морские дьяволята”... Под такими названиями выпускались и стенные газеты. В каждой группе был избран кабинет министров: министр финансов, министр культуры и бытового разложения, пан спортсмен и, конечно же, путний премьер-министр.

В моей группе, например, чтоб здорово не скучать, вскоре сформированный официально кабинет министров был свергнут, и власть захватила “хунта черных полковников”. Туристы развлекали себя сами, развлекала, как могла, их дирекция круиза. Повсюду были понатыканы бары, кабачки, спиртного - вдосталь. Сексуальными мотивами был пропитан корабельный воздух - круиз... И жгучее экваториальное солнце. А по ночам - Южный Крест. Действовали души и бассейн с забортной водой. Каждая группа ставила концерт. На нашем звучали песни “Как хорошо быть Раппопортом...”, про корабельных тараканов, которых действительно было много: “Ветер свистит, лайнер скрипит, шторм надвигается...” Великолепен был праздник Нептуна с купелью, в которую швыряли черти всех и каждого. А потом зазвучала грустноватая песенка, сочиненная тут же, на “Советском Союзе”: “Уносят с палубы шезлонги, пора костюмы надевать...” Всему приходит конец.

Но еще два события до полного завершения круиза “Из зимы в лето” ожидали нас. Новогодний бал на подходе к Приморью длился до самого утра. Застолье, танцы до упаду, прощальные беседы и клятвы... А утром турбоход поставили на рейде, подошел к нему катер, и команда кагэбэшников шерстила нас часа два. Вежливые глянцевые мальчики в галстучках проверяли каждого от и до. А не было ли, например, пособников незабвенному Курилову, предавшему Родину?

До встречи Нового года оставалось столько времени, сколько должно хватить, чтобы все туристы, теперь на воздушных лайнерах, смогли бы добраться домой к праздничному столу...

Постскриптум. В 85-м грянула перестройка. Демократия, гласность, плюрализм мнений... И как-то в очень раскованном тогда журнале “Огонек” обнаруживаю вдруг отрывок из романа того самого перебежчика Курилова. Причем выполнен он в литературном плане довольно-таки неплохо, если не сказать - талантливо. Курилов оказался способным человеком и в беллетристике. Как же все происходило после того, как Курилов спустился ночью по штормтрапу в воды Тихого океана возле Филиппинских островов? Добирался до суши долго и неимоверно трудно. Но вот достиг земли, буквально-таки выполз на чужестранный берег и упал бездыханным... Обрывается повествование так: к российскому беглецу, распластанному на берегу, подъезжает полицейский джип...