Опять двойка?
Мы старательно или не очень штудировали математику, географию и историю, тратили массу умственной энергии на курсах компьютера или иностранного. Скажите, где и как мы учимся общаться с собственными детьми? По интуиции? Вспоминая опыт собственных родителей? На примере своих знакомых? Это все здорово, конечно, но неспроста ведь педагогика и психология давно стали самостоятельными науками, причем не такими уж и простыми. Оптимисты утверждают, что мы все - природные психологи. Пожалуй, да. Но почему иногда поступки наших родных детей ставят в тупик и так хочется обратиться к кому-то за советом?
Сегодня на некоторые родительские вопросы отвечает Юрий ДАВЫДОВ, психолог Владивостокского центра профилактической медицины (тел. 410-158).
- Мой 10-летний сын часами сидит у компьютера, читать не заставишь. Уроки делает без всякого интереса. Зато компьютерные игрушки пробуждают огонь в глазах! Как увлечь книгами и оторвать от экрана?
- Действительно, порой увлечение компьютерными играми переходит все разумные границы и становится зависимостью, сравнимой с токсикоманией, курением и подобным. И как с вредными привычками, с ним трудно справляться. Во всяком случае, воли самого ребенка здесь не хватает. Родительская ругань и даже побои не помогают: монитор манит, ребенок идет к нему как завороженный. Бегающие человечки заменяют книги, игрушки, родителей и даже друзей. Книгам трудно соперничать с компьютером, тот ведь живой, яркий, туда можно без усилий, какие нужны в чтении, прыгнуть как в некий фантастический, сказочный мир...
Как переключить ребенка, подростка? Можно дать несколько “технологических” советов: например, строго нормировать компьютерное время, договориться, что игрушки позволительны, лишь когда сделаны уроки. Компьютер категорически запрещен до занятий, потому что поглощает много психической энергии, как, впрочем, и телевизор. Нужно формировать у ребенка систему организации его времени, и тут мало два-три раза сказать: выключи компьютер! Говорить придется тысячу раз и объяснять, и обосновывать, и предлагать взамен другие формы деятельности.
Но все это и десятки других подобных советов работают, лишь когда у родителей с детьми есть контакт. А это, извините, дело не одного дня. Тут без целого моря любви и терпения никак...
Вспомним начало: ребенку два, три года, шесть лет. Один вариант: мы читаем ему книгу - нашли десяток минут на бегу, между работой и ужином, в голове - мысли о муже, жене, неприятностях на работе... “Почитали, хватит, теперь иди, сам играй, только мне не мешай”. Или вариант другой: мы читаем книгу с упоением, от души. Разыгрываем по ролям: пираты, бармалеи, Белоснежка... О, этот увлекательный мир книги! И потом - обсуждение соответственно возрасту: как ты думаешь, а почему?.. Дети очень любят, когда с ними говорят и интересуются их мнением. В семьях, где царят гармония и дружба, не стесняются читать, когда ребята уже большие: “громкая читка” - это чудесные минуты общения.
Ребенок нуждается в постоянной стимуляции, поощрении: умница, как ты красиво пишешь, рисуешь, лепишь, поешь. Вот тогда есть шанс не только быть близким с ребенком, а потом и с подростком душевно, но и сохранить его интерес к разным видам деятельности. Отдалишься от ребенка - все, он уйдет, закроется, главными станут компьютер, друзья, улица.
- Дочь грубит, совершенно не хочет помогать по дому.
- Повторю уже сказанное: берегите душевный контакт с детьми. Будьте рядом с детьми. Что это значит? Вот типичная картинка: мама - на кухне, ребенок в комнате перед телевизором, приходит папа и первое, что говорит сыну или дочери: “Уроки сделал? Комнату убрал? Где дневник?” Психологи называют это отслеживающей, контролирующей тактикой. Ценятся и вершат чудеса лишь дружеские, глубоко сердечные отношения.
Например, мы учим родителей встречать своих детей (проводятся такие занятия по психологии детско-родительских отношений). Как любящая жена встречает мужа? “Здравствуй, милый. Я соскучилась. Как дела? Пойдем скорее ужинать”. Ребенка же почему-то дома ждет опостылевший уже контроль: “Опять двойка?”
Между тем дети приходят из школы чаще всего выжатые как лимон, там система стрессов. Кто-то бил линейкой по голове, кто-то дергал и донимал. Он вжался в стул, а учительница его все равно спросила, урок он учил, но почему-то поплыл. В отличие от взрослых по ребенку сразу и не скажешь, что устал - бегает, с ног не валится. А он - никакой...
Дом должен стать санаторием, психологически комфортным гнездом. “Привет, милый! Раздевайся, я тебя покормлю. Я так соскучилась, хочу услышать твой голос”.
Или, наоборот, школьник наш уже дома, а мы идем с работы. Важно оставить все заботы и неприятности там, за порогом офиса, предприятия, а по дороге заняться саморегуляцией. Пройтись, порадоваться деревьям, солнышку или вечеру, поговорить с развесистыми ивами. Принести с собой ребенку радость, энергию, в которой он так нуждается, и сказать: “Привет, сынок! Как я соскучился! Сейчас помою руки, немного приду в себя, и мы с тобой поговорим. Мы все решим, у нас все получится”.
Знаете, сколько в сутки мама или папа должны тратить на общение с ребенком, подростком? Минимум 30 минут. Нет, это не получасовая нотация, а сумма, которая набегает за день. Зато это особые минуты, которые посвящены только ребенку. Когда откладываются все другие дела и мысли, мы смотрим только на него, выслушиваем, дарим свою любовь, и других дел в такие моменты у нас нет. Психологи даже подсчитали: две-три минуты - поговорить, как дела в школе, еще время - терпеливо выслушать, уловив тревожную ноту - понять, что ребенка волнует, подсесть к нему на пару минут, поискать выход из ситуации. Просто обнять - полминуты. Мультик вместе посмотреть, рассмотреть новую наклейку, прогуляться, понежиться перед сном, сказать сыну или дочери: “Ты у меня самый хороший”. И это несмотря ни на что, потому что подросток мог совершить плохой поступок, но любой поступок исправим, а человек он все равно хороший.
Эти 30 минут сделают все: сохранят и любовь к чтению, и интерес к урокам, наши дети будут помогать по дому, прислушиваться к мнению родителей и бесконечно дорожить нашей дружбой.