Мы все родом из Восточного института

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Приближался к концу XIX век. На дальневосточной окраине России события развивались с необычайной быстротой... Назрела необходимость в подготовке кадров высшей квалификации не только в центре России, в Санкт-Петербурге или в Москве, но и в молодом, расцветающем Владивостоке. 9 июля 1898 г. император издал указ, а 24 мая 1899 г. было “высочайше утверждено” положение о Восточном институте, в первом пункте которого было написано: “Восточный институт есть высшее учебное заведение, имеющее целью подготовить учащихся в нем лиц к службе в административных и торгово-промышленных учреждениях восточно-азиатской России и прилегающих к ней государств”. Об этом же говорилось в речи первого директора института, доктора монгольской и калмыцкой словесности А. М. Позднеева на торжественной церемонии открытия вуза 21 октября 1899 г.

С течением времени учебный процесс дополнялся новыми предметами. Таблица еженедельных лекций в Восточном институте за 1909 г. наглядно показывает, что наряду с мощной языковой и страноведческой подготовкой студенты подробно изучали торгово-промышленную деятельность дальневосточных стран (три года по 2 часа в неделю), историю торговли Дальнего Востока, счетоводство, товароведение, международное и торговое право. Рядом с этнографическим музеем функционировал и торгово-промышленный музей, открытый в 1902 г. по ходатайству конференции института в связи с открытием курса товароведения.

Многообразна послевузовская деятельность выпускников Восточного института: банки, почтамты, комиссариаты, управления железных дорог, торговые, военные ведомства, администрации разных уровней, дипломатические учреждения, учебные заведения.

Многогранность интересов и познаний как учителей, так и учеников проявилась и в их научных трудах. В перечне “увенчанных наградами работ” выпускников Восточного института можно найти лингвистические и коммерческие исследования, литературоведческие и военные, исторические, географические, управленческие, сельскохозяйственные, инженерные.

Дальнему Востоку нужны были специалисты-универсалы, владеющие как языками сопредельных стран, так и разбирающиеся в тонкостях волокнистых материалов, хитросплетениях железных дорог и морских портов, в процессе обустройства земель, производства пива или выращивания фруктовых садов.

В “Докладной записке о назревших нуждах Восточного института в связи с вопросом о его реорганизации”, поданной на имя Приамурского генерал-губернатора 19 января 1916 г. третьим директором Восточного института, выдающимся китаеведом А. В. Рудаковым, четко формулировались предложения о реорганизации Восточного института. Эта записка, объемом в 23 страницы, начиналась так: “Единственным высшим учебным заведением на всем обширном пространстве наших дальневосточных владений, входящих в состав Приамурского генерал-губернаторства, является Восточный институт, состоящий в качестве одного из высших технических учебных заведений в ведении Министерства народного просвещения и в ближайшем заведовании Приамурского генерал-губернатора”.

Дальнейшие исторические события не дали осуществиться тем конкретным планам реорганизации института. Но они все же воплотились в жизнь в виде не одного, а нескольких высших учебных заведений. Далее события развивались так: 25 августа 1918 г. состоялось собрание ученых и общественных деятелей Владивостока, решивших открыть во Владивостоке частный историко-филологический факультет. Начал свою работу этот факультет 5 (18) сентября 1918 г. В ноябре этого же года по инициативе общественных и частных организаций было создано Дальневосточное общество содействия развитию высшего образования на ДВ, при помощи которого был открыт 1-й курс Высшего политехникума, переименованного в 1919 г. во Владивостокский политехнический институт. При этом немало студентов Высшего политехникума являлись одновременно и студентами Восточного института.

В 1920 г. Временное правительство - Приморская областная земская управа своим постановлением за № 220 от 17 апреля учреждает Государственный Дальневосточный университет (ГДУ) и рекомендует слить его с политехническим институтом в одно высшее учебное заведение, что и было сделано 20 января 1923 г. Причем во временном положении о ГДУ 1920 г. указывалось, что “учебные заведения, существовавшие до этого времени самостоятельно: Государственный Восточный институт, частные историко-филологический и юридический факультеты, а также экономический факультет Владивостокского политехникума - образуют один ГДУ”.

Все очевиднее становилась невозможность высшее образование на бурно развивающемся Дальнем Востоке удержать в рамках одного вуза. 11 июня 1929 года на заседании президиума ДВКИК третьего созыва вновь слушается вопрос о схеме развития высшего образования в ДВК на предстоящее пятилетие (протокол № 15).

Согласно этому постановлению высшее образование Дальнего Востока ждали новые изменения: во Владивостоке предстояло быть Дальневосточному политехническому институту. В городе Хабаровске должен был функционировать Дальневосточный государственный университет с факультетами - медицинским, точных наук (физико-математический), педагогическим, восточным и факультетом народного хозяйства. Там же должен был работать Дальневосточный институт сельского и лесного хозяйства.

В следующие годы принимаются и другие, часто противоречивые директивы по реорганизации системы высшего образования на Дальнем Востоке. 20 февраля 1930 г. ВЦИК и НК РСФСР принял постановление о создании девяти новых вузов, а ГДУ ликвидирован...

Далее наступали другие времена...

Поклонимся же нашей общей alma mater - Восточному институту, который послужил прародителем всего высшего образования на Дальнем Востоке.