Впереди - огромная жизнь
Как-то вместе с одним из ведущих актеров академического краевого театра, режиссером, педагогом довелось посмотреть видеозапись старого спектакля театра им. М. Горького "Разгром". Он играл там Метелицу. И невольно мы оба, постаревшие почти на 20 лет, окунулись в прошлое, в то самое время, когда на сцене шел "Разгром".
Андрей Бажин учился тогда в нынешнем институте искусств. Он приехал во Владивосток с Сахалина, где остались мама с папой, не имеющие никакого отношения к искусству.
И вдруг... артист. Его учил профессии покойный Сергей Захарович Гришко. С. З. - как до сих пор зовут его. Учил страстно и мудро, любовно и требовательно. Своих птенцов-третьекурсников отправил С. З. в театр для участия в массовке в грандиозном спектакле “Разгром”. На сцене была сооружена огромная деревянная покатая установка, напоминающая наши сопки. Двигаться по такому станку надо было крайне осторожно, но худенький Андрюша Бажин, еще в школе увлекавшийся боксом, принял привычную стойку и, как бы танцуя, легко заскользил по опасной поверхности. Кто знает, может быть, это определило выбор сурового и ироничного Табачникова. Он ткнул пальцем в студента Бажина: “Ты будешь Метелицей!” Репетировала с ним опытнейшая актриса Л. Сорока, репетировала бережно и осторожно. Их дуэтная сцена стала одним из украшений спектакля.
Он окончил институт и пошел служить... на Тихоокеанский флот. Два года отдал ансамблю песни и пляски. В труппу театра им. Горького вернулся более жесткий и застегнутый, менее сентиментальный и открытый, сразу повзрослевший артист Бажин.
Он в театре почти 20 лет. Перечислить все сыгранные роли невозможно, да и надо ли? Мне он представляется актером вне амплуа. Давайте вспомним: юный Гамлет, скорее похожий на Ромео, суетливый человечек Боярский из “Биндюжника”, почти мальчик Оливер (Диккенс) и старик, которого он играл без грима и без актерских “штучек” в “Возвращении” Шукшина, порхающий по жизни Дульчин в “Последней жертве” и мудрый Юродивый в “Годунове”... Каков диапазон! И во всех ролях он доискивался до самой сути, для него всегда важнее не форма роли, а содержание, не “как”, а “что” сказать. У него удивительное лицо, его не назовешь классическим красавцем, оно легко поддается гриму. Он подвижен и внутренне пластичен, хороший режиссер из него может лепить, как из высококачественной глины, любой образ. Он легко перевоплощается, не потому ли художественный руководитель театра Е. Звеняцкий часто занимает его в своих постановках. С ним любят работать актеры, потому что он отличный партнер, который никогда не будет тянуть одеяло на себя и душа которого как хорошо настроенный инструмент откликнется на малейший нюанс и в ответ выдаст точное звучание.
А. Бажин не может пожаловаться на невостребованность в театре. Но как истинно творческому человеку занятости в репертуаре ему недостаточно. Уже несколько сезонов он тесными узами связан с самым молодым коллективом в городе - театром Тихоокеанского флота. Там он замечательно сыграл в конце прошлого сезона сержанта в спектакле “Билокси-блюз”. Для меня эта работа стала истинным открытием. Я всегда воспринимала Андрея, которому по-настоящему и глубоко симпатизирую еще с его студенчества, как чрезвычайно интеллигентного, ранимого, деликатного человека. Роль сержанта Туми - на сопротивление материала. Могу себе представить, как интересно было работать над ней актеру. На сцене неотесанный, малообразованный грубый мужлан. И вдруг зритель начинает ощущать в нем вселенскую тоску, огромную мужскую внутреннюю силу... и любовь, всепоглощающую любовь к своему делу.
В театре флота Бажин дебютировал и как режиссер. Впрочем, до этого был дипломный спектакль института искусств, где он преподает актерское мастерство, поставленная Бажиным пьеса Е. Шварца “Тень”. Режиссерская работа забирает его целиком, требуя отдачи всех физических и душевных сил. Он с азартом погружается в постановку, узнает об авторе все мыслимое и немыслимое, не спит ночами перед выпуском спектакля. Он влюбляется в актеров, занятых у него. Наверное, чистота, порядочность, деликатность Андрея Юрьевича особенно ярко проявились в “Рождественских грезах”, поставленных им на сцене академического театра им. Горького. Потому спектакль этот - словно глоток живительной воды в нынешнем мире хаоса и разрухи.
Не могу представить себе А. Бажина, поставившего “чернушный” спектакль, как, впрочем, не могу представить его участвующим в столь модных нынче тусовках. Он достаточно закрытый человек, который не каждому распахнет душу. Думаю, что его очаровательной жене Людочке и просто, и сложно с Андреем одновременно. Они поженились еще будучи студентами и с тех пор вместе всегда, вместе во всем, она - его опора, главный друг, мать их детей: сына и дочери. Он - надежный, чрезвычайно преданный семье. Три года назад они обвенчались. Наверное, этот обряд еще больше придал их браку света и духовности.
Андрею Бажину - 40. Это прекрасный юбилей для мужчины. Есть опыт, знания, приобретено мастерство, положение в театре, есть ученики. И при этом много сил, реальные планы и огромная жизнь впереди...
На снимке: Андрей Бажин в роли Гамлета