В гостях у Горюши...
Долговязая фигура в диковинной шляпе и длиннополом пальто, стоявшая на ступенях галереи “Арка”, вызывала еще большее любопытство, чем название обещанной экспозиции - “Некто Горюша Гусев”. Раз некто - значит человек. Наверное, это и есть Горюша... Впоследствии он шагал по территории “Арки”, превращенной в его избушку, читал строки великого русского поэта, ненадолго усаживался за старинный столик, задумчиво брал в руки перо...
Впрочем, не будем забегать вперед. За несколько дней до открытия выставки, а вернее арт-проекта (так назвала его автор Катя Кандыба), в галерее старательно пилили и прибивали. Удивленные прохожие, привыкшие воспринимать “Арку” прежде всего как храм живописи, наблюдали подъезжающие грузовики с досками. Сие строительство означало, что в обозначенный в приглашении на выставку час домик Горюши примет всех желающих. Так же, как принимал он публику в Красноярске на 3-м международном музейном биеннале в начале сентября, с которого наши земляки Катя Кандыба и Светлана Воронина возвратились с победой. И немного ошарашенные, потому как в громадное здание музейного центра на Стрелке население Красноярска валило валом. Зрелище перед входом напоминало советскую очередь за дефицитной колбасой: впустив в здание часть очереди, милиционер преграждал путь: “Зайдете после того, как предыдущие покинут помещение”.
У нас народ оказался не столь жаждущим зрелища. А оно того стоило. Если вкратце, арт-проект был задуман как дань юбилею поэта. А поскольку добавить к изученной до дыр биографии Пушкина что-то сложно, то было решено проиллюстрировать некую историю, которая как бы могла происходить. Некто Горюша Гусев страшно любил стихи одного великого русского поэта, которому всегда не хватало денег, хотя он и зарабатывал немало своим пером. Но на это самое перо и не хватало. Однажды Горюша повстречался с поэтом в книжной лавке и отныне решил добывать для него перья посредством похищения гусей... Но дело даже не в истории, а в эпохе.
Быт и реквизит домика Горюши самый что ни на есть всамделишный: сухие подсолнухи, старая железная кровать с поржавевшей спинкой, стеклянная бутыль начала века, а может быть, конца прошлого, старцевский кирпич, тяпка... Присутствующие не знали, что сделать сначала - рассмотреть экспонаты или прочесть написанную от руки историю Горюши, деревянной лентой опоясывающую зал. Авторы проекта довольно улыбались: интересно, нескучно - значит задача выполнена. Не напрасно помещение “Арки” на некоторое время превращено в подобие музея. Ведь музей может быть и таким - в нем можно потрогать вещь, увидеть человека, с которым она была связана сто или двести лет назад, домыслить историю... Это совершенно новое направление, в котором сегодня могут работать музеи. Кстати, ассоциация “Открытые музеи” наделила Катю Кандыбу полномочиями координатора этого проекта на Дальнем Востоке. Сейчас она собирает сведения о музеях, далее последуют письма.
Но вернемся в домик Горюши. Вконец запутанные гости весело общались. Дети, уместившись на одном стуле, взяли в руки по настоящему гусиному перу, придвинули поближе лампу, открыли страницу оставленного Горюшей томика стихов. Бьюсь об заклад, они побывали в том веке. Тем временем взрослые, не стесняясь говорить громко, рассуждали на разные темы. В том числе и нынешнего дня. Но это не беда...
Тесен Горюшин домик, но пространство, создаваемое человеком, не зависит от внешних обстоятельств: большой мир маленького человека может уместиться на кончике пера и листе бумаги. Убедитесь в этом сами - “Арка” работает без выходных.