Останется ли Приморье без приморцев

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В этом году 1 сентября за парты владивостокских школ сели 6154 первоклашки. В прошлом году их было 7191. Демографический кризис, а вернее его последствия, налицо. О том, что в стране катастрофически стала падать рождаемость и расти смертность, заговорили в начале 90-х годов. Население страны стало уменьшаться, и многие эксперты незамедлительно связали это с падением жизненного уровня людей. Но специалисты- демографы в своих оценках не столь категоричны - факторов, влияющих на изменения в качественном и количественном составе населения страны, гораздо больше.

Миграция

В 80-х годах в Приморье активно ехали переселенцы из густонаселенных западных регионов тогдашнего СССР. Большую часть составляли украинцы и белорусы. Переселение было организовано советским правительством и стало неуклюжей попыткой заселить Дальний Восток. Чтобы завлечь переселенцев, для них строили добротные дома, из госказны оплачивали дорогостоящий переезд и немалые “подъемные”, дабы мигранты могли без хлопот обустроиться на новом месте. Но, как показало время, лишь немногие задерживались на Дальнем Востоке дольше двух-трех лет. “Отмотав” положенный минимальный срок, переселенцы возвращались на родину. И тем не менее население края за счет этого росло вплоть до 1989 года.

Ситуация изменилась после распада Союза. Когда “самостийная” Украина и “неподлежная” Белоруссия поставили вопрос о собственном гражданстве, бывшие жители новоявленных государств в срочном порядке стали покидать Приморье. Пик их отъезда пришелся как раз на 93-й год, когда из края уехали 7 тысяч человек, большинство - люди работоспособного возраста и дети. В это же время в Россию стали возвращаться русские с национальных окраин - из республик Прибалтики, Средней Азии, Кавказа. Самый большой миграционный прирост был в 1994 году. Тогда население края за счет приезжих увеличилось на 6643 человека.

Обмен между Приморьем и бывшими советскими республиками продолжается и поныне, причем сохраняется “положительное сальдо” - больше людей едет к нам, чем от нас. За последние 7 лет по этой линии в край прибыло 10 тысяч человек. Единственное исключение составляют Украина и Белоруссия, с которыми у нас до сих пор сохраняется отрицательное сальдо.

Миграционные процессы между Приморьем и западными российскими областями не в нашу пользу. Они буквально сводят на нет тот небольшой прирост, который идет за счет приезжих из ближнего зарубежья. Коренных приморцев уезжает немного, а вот те, кто попал сюда в 70-80-х годах, в массовом порядке возвращаются на родину. Еще лет 20 назад в Приморье ехали за хорошей, высокооплачиваемой работой - люди требовались на плавбазы и рыболовецкие суда, край нуждался в строителях и рабочих. Сейчас этих людей здесь ничего не держит: работы нет, зарплату задерживают, получить квартиру удалось немногим, а из-за дороговизны билетов они лишены даже святого - возможности раз в год повидать родственников, живущих на другом конце страны.

В результате миграции меняется не только количественный, но и качественный состав населения. По данным статистики, сейчас в Приморье по сравнению с 1992 годом русских стало меньше на 27,6 тысячи, украинцев - на 10,1, белорусов - на 2,7, татар - на 0,9, немцев - на 0,8 тысячи. Пополнилось же население края за счет армян - 1,6 тысячи, корейцев (7,7), китайцев (5) и азербайджанцев (0,9). Увеличилась доля пенсионеров, а значит, и нагрузка на работающих налогоплательщиков возросла.

Естественная убыль

Она складывается из двух показателей - рождаемости и смертности, и здесь взаимосвязь с уровнем жизни прослеживается более четко: люди живут хуже, значит, болеют чаще, живут меньше, рожают реже. Но на уровень рождаемости влияют не только экономические и социальные факторы. Снижение рождаемости, которое наблюдается сейчас, объясняется еще и уменьшением на 12 процентов числа женщин детородного возраста (от 20 до 30 лет). Они, конечно, не погибли и не покинули край. Просто в 70-е годы тоже произошел резкий спад рождаемости, который эхом откликнулся сейчас. А в следующем тысячелетии, когда вырастут девочки, появившиеся на свет сегодня, эта демографическая волна вновь даст себя знать.

В 80-е в стране наблюдался небывалый всплеск рождаемости, вызванный демографической политикой. Тогда женщинам предоставили ряд льгот - оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком увеличился до трех лет, предприятие держало для мамы ее рабочее место, государство платило неплохие пособия. Но желаемых результатов это не принесло. Если семья планировала двоих детей, то столько и производила на свет, только перерывы между рождениями стали короче. Просто-напросто мамам стало удобно устраивать себе 2-3 отпуска подряд. По мнению специалистов-демографов, такие меры привели лишь к “кратковременному росту конъюнктурных показателей”, а последовавший вскоре спад рождаемости был во многом запрограммирован предшествовавшим ему подъемом.

В 1990 году в Приморье появляются на свет 24 тысячи ребятишек, в 91-м - уже 21 тысяча, в 92-м - 18, и к 1998 году эта цифра падает до 13 тысяч, то есть почти в 2 раза. Такими же темпами снижается и уровень жизни населения. Если в 1994 году прожиточный минимум в крае составлял 129,1 тысячи, то к 1998 году он составил уже 576,9 деноминированного рубля. Цены же всегда росли в несколько раз быстрее, чем государство успевало повышать оклады бюджетникам. Социологические опросы, проводившиеся в это время, показывали: многие семьи откладывают рождение ребенка “до лучших времен” либо ограничиваются всего одним чадом.

И все-таки, по мнению демографов, нельзя все объяснять лишь социально-экономическими причинами. Мировой опыт показывает, что рождаемость катастрофически падает даже в благополучных и сытых странах, тогда как в нищих государствах третьего мира почти каждая семья - многодетная. Это объясняется особенностями психологии и культуры. Если на Востоке и в Африке женщина - это прежде всего мать, а о планировании семьи и контрацепции знает лишь местная интеллигенция, то современная западная женщина видит себя не только хранительницей очага. Она хочет реализоваться в бизнесе, политике, науке, общественной деятельности. Многодетная семья в такую систему ценностей не вписывается.

По данным социально-демографических исследований, наши соотечественницы тоже стремятся соответствовать имиджу активной деловой женщины, для которой на первом месте стоит работа. Если в 69-м году 54 процента молодых замужних женщин считали, что в идеальной семье должно быть трое и больше детей, то в 89-м так думали всего 26 процентов.

Последний раз подобные исследования проводились 5 лет назад. Их результаты шокировали специалистов: население “резко пересмотрело свои репродуктивные планы”. Говоря простым языком, это значит, что во многих семьях хотят иметь уже даже не двух, а только одного ребенка, что не обеспечит даже простого воспроизводства населения.

И здесь уже приходится говорить об экономике. Отказаться от радостей материнства женщину может заставить лишь крайняя нужда и патологическая неуверенность в завтрашнем дне. 6-7 лет назад, как раз тогда, когда родились нынешние первоклашки, в стране случился первый большой кризис. “В ответ” на инфляцию, нищету и безработицу женщины стали меньше рожать. Из года в год ситуация становилась все хуже, а малышей рождалось все меньше.

Уже в начале 90-х в Приморье смертность перекрывает рождаемость, и демографы вновь связывают это с экономикой. Статистика фиксирует ежегодный рост смертности в результате инфекционных и паразитарных болезней. В 94-м 45 приморцев умерли от дифтерии и 407 от туберкулеза - страшные показатели для “цивилизованной” страны. Растет смертность онкологических больных, но главным врагом человечества по-прежнему остаются болезни системы кровообращения. В стране из-за скудного финансирования отсутствуют программы профилактики заболеваний. Рост нищеты порождает социальные болезни - туберкулез, сифилис. Население живет в состоянии постоянного стресса, что тоже не способствует богатырскому здоровью.

Живите дольше, рожайте больше

В 1996 году постановлением губернатора Евгения Наздратенко был создан координационный совет по демографическим проблемам. В него вошли медики, ученые, чиновники - все те, кто может мудрым решением или грамотным советом изменить ситуацию.

По рекомендации совета было разработано несколько краевых программ, которые успешно работают и уже начинают приносить неплохие результаты.

Программы профилактики заболеваемости привели к тому, что коэффициент смертности (на тысячу человек) снизился с 12,4 в 97-м году до 11,8 в 98-м. Уменьшилась материнская и младенческая смертность, увеличилась продолжительность жизни. Достижения небольшие, все измеряется буквально в долях процента, но, как говорят демографы, в их “вотчине” большими цифрами никогда и не оперируют, да и настоящие результаты здесь проявляются не сразу, а по прошествии нескольких лет.

Однако о положительных сдвигах говорить уже можно. Число жителей края уменьшается, но уже не такими устрашающими темпами, как это было еще год назад. К тому же правительство обещает экономический рост, а значит, жить мы будем немного лучше. Так что не стоит откладывать рождение детей “до лучших времен”.

Редакция благодарит управление труда, занятости населения и демографической политики администрации края, Приморское статистическое управление за помощь в подготовке материала.