Юбилей отмечается Макао, “Гагариным” и русскими налогами
Ровно 50 лет назад, 1 октября 1949 года, в присутствии 300 тысяч жителей на пекинской площади Тяньаньмынь после продолжительной гражданской войны была провозглашена Китайская Народная Республика.
К крупному юбилею Пекин украсили 10 тысяч цветочных горшков, а вместо коммерческой рекламы появились политически выдержанные лозунги “Десять тысяч лет компартии Китая!”. Декабрем вернется в лоно родины Макао, после чего компартия-долгожитель наконец сможет полностью сосредоточиться на “блудном сыне” - Тайване. Хотели китайцы к юбилею еще и своего Гагарина запустить на собственной ракете, но силенок не хватило, и грандиозный полет перенесли ближе к началу века. Впрочем, все китайские затеи сейчас выглядят как попытка нового “большого скачка” к статусу сверхдержавы.
Похоже, наступают новые времена и в торговых отношениях Китая и российского Приморья. В этом году появились все предпосылки для наведения порядка в пребывании китайцев-торговцев на приморской земле. Эти самые торговые отношения между двумя странами всегда отличались драматизмом сюжета. Достаточно вспомнить годы 20-е, докоммунистические для жителей Поднебесной. Несмотря на решение китайского правительства, по настоянию Англии и Франции в январе 1918-го закрывшего приграничные отношения с Россией, торговля между северо-восточными провинциями и Дальним Востоком не прекращалась. Тогда, действуя на свой страх и риск, китайские торговые фирмы, не говоря уже о многочисленных мелких бизнесменах, продолжали снабжать Дальний Восток товарами и продовольствием. В дикие таежные приморские деревушки приезжали китайские “челноки” и в обмен на тряпье и чай брали дикоросы. В те времена значительная часть китайских товаров проникала в Россию контрабандой. Это несмотря на то, что правительство Дальневосточной республики, будучи заинтересованным в Китае, ввело минимальные таможенные пошлины. До конца 20-х годов, уже при Советской власти в Приморье, китайцы оказывали значительное влияние на дальневосточную торговлю. Это подтверждалось и тем, что свыше 70 процентов всего торгово-служащего персонала на Дальнем Востоке были китайцы.
Новый бум торговых отношений между двумя регионами - Приморьем и северо-востоком Китая (Хэйлунцзян, Дуннин) наступил, как известно, на рубеже 90-х годов. На этот раз такого рода связи вызвали массу вопросов. Контрабанда, китайские “туристы”, превращающиеся в бесконтрольную рабочую силу, неуплата ими же налогов, возможно, из-за того, что в родной стране с них меньше брали, чем у нас. Вопрос вопросов - как совместить китайские товары и русские законы.
Постановление губернатора края “Об упорядочении трудовой деятельности иностранных граждан в сфере торговли и бытового обслуживания населения на территории Приморского края”, вступившее в силу в этом году, призвано отрегулировать прежде всего китайский торговый вопрос в Приморье. Как и многие прожекты Китая, данный документ покажет свой эффект к началу следующего столетия. По крайней мере, как рассказали в краевой налоговой инспекции, к тому времени край должен естественным образом очиститься от одиночных торговцев-туристов, все они будут состоять в совместных российско-китайских предприятиях и других фирмах. По мнению начальника отдела методической и контрольной работы по налогообложению физических лиц краевой налоговой инспекции Галины Никоновой, сами китайцы-челноки заинтересованы в том, чтобы стабильно зарабатывать в России на каком-либо предприятии, а не заниматься опасным бизнесом, элементарно рискуя быть выдворенными миграционной службой и милицией.
Китайцы довольно законопослушны, убеждены в налоговой инспекции. Достаточно им как следует разъяснить наше законодательство. В любом случае они платят не меньше налога, чем предприниматели российские.
Налоговая инспекция проводит рейды по рынкам и вместе с другими силовыми службами отлавливает туристов-челноков. При этом она вынуждена в любом случае брать с них налоги - несмотря на то, что у потерпевшего китайца нет лицензии на право торговли. Это, безусловно, законодательный прецедент, появившийся с того момента, как первый китаец 90-х годов попал в Приморье. Эту проблему намерены решить и таможня, и налоговая, и миграционная службы, недавно наметившие план проверки действия нового постановления. Дело за китайской законопослушностью.