Береги талант смолоду

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Владивосток. Едва услышав сегодня об этом городе, мгновенно вспоминаешь затяжные конфликты первых лиц муниципальной и краевой власти, ставшие обыденностью отключения города от электроэнергии... и даже забастовки мусорщиков. Но ведь этот убогий образ неверен. Так же, как радужная характеристика, данная давным-давно московской художницей, увидевшей Владивосток с моря: “Розовый город у зеленой воды”. С какой стороны смотреть...

Владивосток с его скорее западной, чем русской или восточной архитектурой старых улиц, со стандартностью спальных районов советских лет и населением, манерами, схожими то с питерской аристократией, то с биндюжниками Одессы, многомернее. Широта взгляда и глубина осмысления увиденного зависят от выбора позиции и умения видеть перспективу. Даже из сообщений наших внештатных корреспондентов, пишущих согласно тематике “Поиска” в основном о науке Дальнего Востока, ясно: население Приморья учится самостоятельности. Только одни делают это с отчаянностью вырвавшихся из заточения, другие - словно из-под палки, вымучивая каждый шаг.

А как в это время ведет себя власть - та, что в определенной степени отвечает за науку и образование в крае? Чем обоснованы ее решения, на что нацелены?

Сегодня на эту тему с нашим корреспондентом Елизаветой Понариной беседует директор департамента по профессиональному образованию, науке, информации и связям с общественностью администрации Приморья профессор Евгений КРАСНОВ.

- Евгений Геннадьевич, вы в роли чиновника двадцать лет. Половину из них отдали работе по проблемам образования и науки в Приморье. В каком состоянии эта сфера сегодня? Просыпаясь, сердце не заливает кипятком от страха, что вот-вот рухнет она, и вы останетесь не у дел?

- Просыпаюсь с мыслью, как бы успеть все, что намечено на день. Скоро год, как в ответ на требование президента России сократить управленческий аппарат наш департамент поэтапно “сложили” из четырех других, сэкономив на этом десять процентов их штатной численности. В результате помимо вопросов профессионального образования мы еще занимаемся работой с молодежью, общественными организациями, проблемами социальными, осуществляем связь со средствами массовой информации. А восемь лет назад, после развала Союза в сформированной заново структуре исполнительной власти - администрации края просто не было в помине подразделений с такими задачами. Только когда главой стал Евгений Наздратенко, появились отдел высшей школы, отдел науки и технической политики. Позже, добавив функций, их преобразовали в соответствующий единый комитет. Последняя реорганизация превратила его в нынешний департамент с сотней сотрудников.

- Сотней?

- Вам кажется много? В Приморье - крае с территорией, равной четырем Франциям, свыше 80 учреждений науки и профессионального образования. В них работают и учатся порядка 100 тысяч человек. Одних студентов госвузов в 1998/99 учебном году было 45 тысяч человек. А сумятица в делах негосударственных университетов и колледжей? Их девять. Конкурсы в высшие учебные заведения растут из года в год, требования населения к образованию тоже. При падении бюджетного финансирования наши преподаватели за последние пять лет ухитрились открыть в Приморье подготовку кадров по 50 новым специальностям. Учитывая территориальную разбросанность, особенности трудовой занятости населения, возобновили экстернат, осваиваются различные виды и формы дополнительного образования и дистанционного обучения. Приправьте всю эту массу забот спецификой совместного проживания в регионе представителей 119 национальностей, жилищной неустроенностью, стоимостью перелета до Москвы, Питера или Сочи - то есть фактической оторванностью от государственных центров культуры, управления и отдыха, и делайте вывод: велик или мал штат департамента.

- Возможно, в самый раз. Но какие есть у администрации рычаги влияния на науку и образование? Вузы нынче автономны, характеры их руководителей явно огрубели в условиях бюджетного дефицита: того, кто пытается командовать, а денег не дает, в лучшем случае не замечают. Идя же на конфликт, понимают, что чиновника начальство в любой день уволить может, а ректор - должность выборная. Даже для министра крепкий орешек.

- Мы говорим о деле? Тогда отставим эмоции в сторону. Финансы - один из наших надежнейших рычагов влияния. Где еще в России губернатор настоял на том, чтобы в бюджете его региона присутствовала строка “Поддержка высшей школы”? А у нас она пять лет как обозначена, и благодаря ей ежегодно вузы на решение социальных проблем и научные изыскания получают порядка 12 миллионов рублей. Эти деньги идут на премии преподавателям, на стипендии и гранты отличившимся студентам и аспирантам, на проведение конференций, олимпиад, симпозиумов. Можно привести тьму примеров, но главное, что в крае постепенно складывается целостная система поддержки науки и профессионального образования.

Не только высшего, кстати. Надежным подспорьем для учреждений начального профобразования стал однопроцентный сбор на нужды образования, который согласно закону Приморского края взимается с доходов как юридических, так и физических лиц. Суммы, перепадающие при этом каждому отдельному училищу, невелики, но прежде чем их перечислить, комиссия департамента рассматривает, кому эти средства нужнее и насколько эффективно во благо нашего края ими намерены распорядиться. А последний год губернатор вообще требует, чтобы мы убедили депутатов краевой думы ввести в региональный бюджет еще статьи на развитие среднего и начального профобразования. Это вопрос социальной стабильности, а отнюдь не популизм, как многие заявляют. Кому неизвестно, что в профучилища и техникумы приходят дети из малообеспеченных и неполных семей? Да, их близкие не в состоянии самостоятельно дать детям иное образование. Захлопни ПТУ перед ними двери, мол, денег у государства на всех нет, и они прямой дорогой двинутся в теневую экономику или, что хуже, в подчинение преступному миру. А как известно, скупой платит дважды: содержание в тюрьмах да колониях, поломанные судьбы обходятся обществу дороже издержек на начальное профобразование молодежи.

- Евгений Геннадьевич, а где гарантия, что полученных в ПТУ знаний и навыков хватит, чтобы найти работу? Ненужная профессия - тоже выброшенные на ветер деньги, время и надежды. Кто сдерживает “перепроизводство” кадров, для которых в крае уже нет или никогда не будет рабочих мест?

- Департамент старается отслеживать ситуацию. В крае шесть десятков профессиональных училищ и лицеев. Желающих учиться в некоторых из них вшестеро больше, чем мест в аудиториях. В моде сегодня специальности работника гостиничного хозяйства, агента по недвижимости, рекламе, наборщика, верстальщика печатной продукции на компьютерной технике, мастера по художественной обработке природных материалов, по-прежнему популярны профессии, связанные с морем, основами медицины, педагогики. Но это только ориентир для получения образования. Окончательный выбор учебного заведения определяет качество подготовки его выпускников. Тут разобраться сложнее. В отличие от вузов и их филиалов, получающих добро на образовательную деятельность в министерстве, учебным заведениям начального, среднего профессионального, а также дополнительного образования выдают лицензии в службах нашего департамента. Поначалу меру ответственности за определение качества образования делил с нами комитет по защите прав потребителей, сегодня за него в ответе специально созданный в структуре нашего департамента отдел по лицензированию, аттестации и аккредитации профессиональных учебных заведений. В компетенции его сотрудников и представителей общественности - контроль работы ПТУ, профессиональных колледжей и т. д. Беда только, что новые учебные заведения, открываемые отраслевыми ведомствами, всячески избегают процедуры регистрации, лицензирования, аккредитации. Приходится быть начеку, самим отслеживать ситуацию...

Последние же два года для координации деятельности всех заинтересованных структур в области науки и профессионального образования при губернаторе создан совет, в состав которого наряду с председателями ДВО РАН и регионального совета ректоров вузов (их у нас 27) вошли председатели советов директоров техникумов и профучилищ. После обсуждения с общественностью, производственниками, руководителями фирм разных форм собственности они составляют список специальностей, приоритетных для Приморского края. Его публикуют в местной прессе, рассылают по школам.

- Зачем? Кто не в курсе, что в моде таможенники, знатоки международного юридического права, финансисты?

- В списке приоритетов края 100 специальностей. Предыдущие год-два потребность иссякала где-то на цифре 57-70.

- То есть приморская молодежь продолжает жить в стране советов? Легче всего дать рекомендацию, за которую расплачиваться будет тот, кто ею воспользуется. Где гарантия, что поверивший вашему совету ощутит прок от него по окончании учебного заведения?

- Опять вы про гарантии. Пока с ними худо. Чуть лучше с ответственностью региональной власти перед избравшим ее населением: тот, кто при выборе своей будущей профессии учтет потребности хозяйственного комплекса Приморья, ощутит прок от принятого решения уже студентом. При нормальной успеваемости все годы учебы он будет выделен из общего числа обучающихся губернаторской стипендией. А как иначе привлечь ребят на непрестижные ныне специальности преподавателя физики в школе или мастера по ремонту судовых холодильников? Рассчитывать на приток квалифицированной рабсилы из других территорий глупо. Нынче на Дальний калачом не заманишь, да и приедут - где жить станут? Выходит, как ни крути, растить и беречь надо те кадры, которым эта земля - родная.

Я часто, как укор России, слышу об опыте корейцев, китайцев, десятками тысяч отправляющих своих детей на обучение за рубеж. Мол, вот как надо действовать разумному правительству. Но нам-то зачем отправлять своих детей учиться за границу или хотя бы в европейскую часть России? Выучатся - и не вернутся. Нам, наоборот, удержать бы их на родине. А обучить толково могут и наши преподаватели, они в этом доки. Задача региональной власти - не дать разбазарить свои ресурсы, включая человеческие. Надо добром, вниманием закрепить молодежь в крае. Да, нужно добиваться от государства нормального финансирования образования, но надо и самим о нем заботиться. Знаете, на чем с приходом Наздратенко начали мы строить работу по профессиональному образованию? На убеждении, что Приморье достойно всего лучшего. И прежде всего - своих детей. Реализовывать это убеждение проще стало, когда утвердили региональную программу “Поддержка золотых медалистов, выпускников школ Приморского края”. (Сегодня по предложению губернатора понятие расширено. Речь идет о “талантливой, одаренной молодежи”. Формулировка заимствована из документов Министерства образования РФ.) Суть программы в том, что с 1994 года золотым медалистам школ Приморья предоставляется право для продолжения образования выбрать любой из вузов нашего региона, быть зачисленным туда без сдачи вступительных экзаменов и все годы учиться не только бесплатно, но, если берутся осваивать приоритетные для края профессии, еще и получая стипендии губернатора.

Вы хотите напомнить мне о справедливости, о едином конкурсе для всех абитуриентов? И с тем, и с другим все в порядке. В конкурсе они участвуют, только не час, не день, а годы. Это, на мой взгляд, самый справедливый путь отбора лучших. Экзамен похож на лотерею. Мы же как вступительные засчитываем оценки, полученные медалистами за все время учебы в школе. Разве это менее справедливо? Ведь в большинстве своем это дети учителей, врачей, сельской интеллигенции - то есть выходцы из семей со средним, а нынче и ниже среднего достатком. Именно там, зная, что платное образование семье не по карману, год за годом уделяли учебе ребенка массу внимания, воспитывали в нем навык и потребность последовательно, глубоко овладевать знаниями. Поддержать усилия таких семей, поощрить таких подростков - дело, достойное власти. В данном случае - губернатора. Можно, конечно, тут судачить о честности школьных учителей, но попробуйте заняться подтасовками оценок под пристальным вниманием учеников, их родителей, коллег-учителей. Наоборот, объективность вырастет безмерно. Начали во Владивостоке, а теперь уже почти во всех районах, городах и поселках края чествуют медалистов. В обществе крепнет убеждение, что учеба - труд, достойный награды.

Кстати, вы лично много знаете золотых медалистов? Увы. В 1994 году на весь край у нас их было 54. Не так-то легко корпеть год за годом над учебниками. Но когда стало нормой внимание к медалистам, ситуация стала улучшаться. В 1997-м мы имели уже 142 медалиста. Для сравнения: в том же году на всю Москву таких ребят было 232. Нынешним летом в приемные комиссии вузов Приморья подано заявлений от них и тут же зачислено студентами 259. Учиться они будут, как обычно, за счет бюджета региона, ибо край, делая госзаказ на специалистов, вкладывает средства в образовательные программы тех вузов, которые готовят этих ребят. На первой стадии платили за студента, потом в ход пошли отвод земельных участков вузу, передача зданий, помощь в их ремонте и реставрации. Все - по договорам администрации с вузами. В прошлом году к этим тратам добавились еще расходы на медицинское страхование таких студентов во время учебы, а также страхование студентов, пришедших в техникумы и вузы с красными дипломами об окончании профессионального учебного заведения края, студентов-сирот, студентов - детей сотрудников ФСБ по Приморскому краю, УВД края, погибших или получивших инвалидность при исполнении служебного долга в Чечне или Афганистане. Недавно аналогичное постановление принято в крае по страхованию учащихся учреждений начального профессионального образования. Сегодня таковых без малого 3000 человек.

- А результат?

- Из первых медалистов 80 процентов окончили вузы с красными дипломами, практически все остались работать в нашем регионе. Правда, с их трудоустройством пришлось помучиться: дали возможность выбирать, учитывали пожелания. Часть пошла учиться в аспирантуру.

- Чтобы избежать армии? Перспектива научной деятельности вряд ли привлечет их после окончания призывного возраста для срочной службы.

- Посмотрим. Ситуация, конечно, и там нерадостная, но пять лет в целях сохранения и развития интеллектуального потенциала ученых Приморья действует программа их адресной поддержки на основе конкурса грантов губернатора Приморского края. Есть перечни приоритетных направлений исследований, развиваемых в ДВО РАН, и тех, что имеют значение для социально-экономического развития нашего региона.

За четыре года отмечены творческие поиски более двух сотен исследователей. Треть работ представляют практический интерес для экономики и социальной сферы Дальнего Востока. Второй год подряд мы объявляем конкурс не только для отдельных ученых, но и для проектов временных творческих коллективов, сложившихся из специалистов разных научных лабораторий. При администрации работает фонд содействия развитию науки, новой техники и инновациям в Приморье...

Но подробнее все, о чем я говорил, стоит узнать, лично побывав в коллективах преподавателей, студентов, ученых. Это мужественные, выносливые и весьма умные люди. Посмотрите, какие гиганты промышленности, какие предприятия пропали, исчезли с карты страны! А вузы, НИИ живы. Некоторые едва-едва, другие - достойно, третьи - процветают. Почему так по-разному? Анализируйте - сопоставим мнения. Бывайте в Приморье почаще. Кстати, по осени сюда съедется масса ученого люда - отпраздновать 100-летие высшего образования на Дальнем Востоке. Тоже стоит осмыслить пройденный путь, учесть его уроки. А в целом по поводу перспективности развития науки и образования в Приморье скажу одно: куда мы без них денемся?!