Большие гонки!
Вот и свершилось маленькое чудо - в город вернулся спидвей. Сегодня в 17.30 на обновленном стадионе "Авангард" вновь, как в доброе старое время, гонки чемпионата в высшей лиге. Любимое зрелище горожан. Наш, если хотите, спортивный театр.
Сегодня - через 15 лет! - во Владивосток возвращается спидвей15 лет - целую вечность! - мы ждали этого дня. История взлета "Востока", а затем вынужденного изгнания из родного города заслуживает того, чтобы на ней остановиться подробнее.
Команда была образована в 1962 году группой энтузиастов во главе с Виктором Успенским и очень скоро заявила о себе на российской и союзной аренах. К концу 60-х она уверенно входит в элиту отечественного мотоспорта.
В 1969 году "Восток" впервые выигрывает серебряные медали всесоюзного первенства, через два года побеждает в финале Спартакиады народов РСФСР, между прочим, на чужом поле, в Омске. Спустя еще год первой из команд за Уралом становится победителем чемпионата СССР среди клубных команд высшей лиги (тогда это был класс "А").
Имена гонщиков из Владивостока звучали в самых престижных международных стартах. Лидер команды Александр Павлов на знаменитом лондонском стадионе "Уэмбли" в присутствии 120 тысяч зрителей становится бронзовым призером командного первенства мира. А в финале личного чемпионата мира на треке польского города Катовице среди 16 сильнейших гонщиков планеты Владивосток оказался единственным городом, представленным сразу двумя участниками - Александром Павловым и Владимиром Заплешным...
Спустя несколько лет Москва дает добро на проведение во Владивостоке финала чемпионата России, и этот факт лучше всего говорит о том, что наш город де-юре становится признанным центром российского спидвея. Самое же главное, что своим примером "Восток" не оставлял камня на камне от широко распространенного (и по сей день!) в местных спортивных кругах оправдательного аргумента. Дескать, потому не можем пробиться, что Москва не дает дальневосточникам проходу.
Этого, конечно, не могли простить. Прежде всего те, кто не умел работать. Команду убирали под предлогом якобы борьбы за экологию, чтобы поменьше загазованности в городе было. Сегодня по сравнению с 85-м годом в сто раз больше машин на Ленинской-Светланской, но что-то не видно спасителей окружающей среды...
"Теоретически" обосновал, причем на страницах печати, изгнание мотогонщиков с "Авангарда" тогдашний секретарь парткома Дальзавода Маркелов. Запомним это имя - страна должна знать своих героев. К большому сожалению, "глас" партийных низов нашел поддержку у краевого руководства. Это тем более досадно, что именно в те годы в Приморье, как никогда прежде, действительно много делалось для развития спорта...
Плевать они хотели на общественное мнение, выступления местной и центральной печати. Даже референдум многотысячного коллектива дальзаводчан, однозначно высказавшихся за спидвей, проигнорировали. Сначала команду выселили на окраину, а затем ей пришлось мыкаться по городам и весям Союза. То в Новосибирске, то в Белоруссии, то в Прибалтике. Расчет был прост. Команда прекратит свое существование, гонщики разбредутся кто куда.
И здесь произошло нечто невероятное, не поддающееся никакой логике. Репрессированная команда не дрогнула, не развалилась. Более того, исправно, из года в год продолжала участвовать во всех основных союзных и российских соревнованиях. Только гонщики и их бессменный (почти 40 лет!) наставник Виктор Михайлович Успенский знают, чего стоила эта беспрецедентная ссылка. Инфаркт у тренера, бесконечно отнимаемые на "своих" чужих треках очки, дефицит техники, отсутствие мало-мальски сносных условий для содержания и подготовки мотоциклов. А самое страшное, как рассказывали сами спортсмены, ощущение полной заброшенности и ненужности.
В других городах им предлагали блестящие условия: повышенные зарплаты и доплаты, квартиры. Иные спортивные руководители готовы были взять всю команду, что называется, с потрохами - это же готовые чемпионы! Но они неизменно отвечали отказом и верили, что рано или поздно, но справедливость восторжествует. Надежда окрепла, когда бездомных чемпионов приютил уссурийский стадион "Патриот". И команда, словно феникс из пепла, воскресла. И - неслыханное дело! - в очередной раз побеждает в чемпионате Советского Союза. Тогда же в Уссурийске, помнится, спросил я у ребят, что их в Приморье держит, неужели они и впрямь "неисправимые" патриоты Владивостока.
- Представьте, что именно так и есть, - сказал капитан команды Игорь Столяров, - да и таких болельщиков, как в нашем городе, больше нигде не найти.
Но еще целых девять лет потребовалось, чтобы мечта о возвращении стала явью.
К счастью, нашелся человек, который смог это сделать. Это - глава города Юрий Копылов, не побоявшийся затрат и хлопот по восстановлению почти полностью разрушенного стадиона.
Иногда приходится слышать, что делалось это не столько из любви к спорту, сколько из неких политических соображений. Не знаю, не берусь судить, не пришлось на эту тему говорить с Юрием Михайловичем. Но даже если это и так, то очень даже неплохо. Лично я - за такую политику.
И еще. Годы вынужденного изгнания, конечно, не могли пройти бесследно. Сегодня в российском спидвее иные чемпионы, иные лидеры, другие центры. Во многом "Востоку" придется начинать сначала, наверстывать все то, что не по их воле было так бездумно растрачено...
Все это – впереди. А пока, друзья, с праздником!
Сегодня "Восток" принимает команду "Лукойл" из Башкирии. В этой встрече решится судьба медалей чемпионата России в высшей лиге.