Нам бы Родину не потерять

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Я пошел в школу в 1987 году. К старшим классам пришлось полностью забыть то, чему меня учили в начальных. Конечно, “переоценка” не коснулась таких предметов, как математика или биология, но в преподавании истории и литературы перестроечные годы стали настоящей революцией.

Размышления о преподавании истории

Во-первых - учебники. Еще совсем недавно обязательным для всех школ был один-единственный учебник, составленный и утвержденный в неких столичных инстанциях. В море литературы, наводнившей прилавки сегодня, немудрено запутаться. Как учителю выбрать учебник? Какую дополнительную литературу привлечь?

Другие проблемы еще важнее. В советское время преподавателю можно было не иметь своей точки зрения - существовала официальная, единственно допустимая и верная. Теперь мы избавляемся от старых акцентов. Бесспорно, это хорошо - никакая наука не может развиваться в искусственно навязанном русле, в условиях заведомо предвзятых оценок. Но возникает опасность попасть в плен новых стереотипов и штампов. Если у учителя есть свое особое мнение о каком-либо спорном моменте нашей истории, не будет ли он навязывать его своим ученикам? Некоторые говорят, что лучше вообще не давать оценок, нигде не расставлять акценты. Но возможно ли такое?

Чтобы попробовать разобраться во всех этих вопросах, я обратился к квалифицированному учителю истории, а именно к Светлане Васильевне Воловичевой, работающей в средней школе № 7 г. Владивостока и имеющей почетное звание отличника просвещения. Я сам учился у Светланы Васильевны в старших классах и могу сказать, что этот человек любит свою работу, старается сделать каждый урок интересным, сложным и запоминающимся. У нее никогда не иссякают свежие задумки, отличающие ее уроки от других.

- Светлана Васильевна, с какими трудностями сталкивается преподаватель, выбирая учебники?

- Самая главная трудность заключается в том, что учебники пишут люди с различными точками зрения. Один написан монархистом, другой - демократом, третий - человеком, пытающимся найти компромисс между диаметрально противоположными точками зрения. И все было бы ничего, когда бы каждый из этих учебников ни охватывал определенный период. Предположим, сначала ребята изучают историю с подачи монархиста, потом вдруг появляется совершенно иной подход. Ребенок не может понять, что есть что и кто есть кто, и ему трудно сориентироваться, составить свое мнение без помощи учителя. Именно сегодня, при таком обилии учебников и разбросе мнений ученику как никогда нужен наставник. Сейчас учитель уже не истина в последней инстанции, а человек, побуждающий ученика составить свое собственное суждение.

Есть обязательный федеральный комплект учебников. Но некоторые авторы, похоже, только теоретически предполагают, что на земле есть дети, - учебники написаны скучно, неинтересно. Курс истории XIV-XVII веков ребятами вообще не воспринимается. Поэтому я выбрала учебник “История Отечества” Черниковой, который родителям пришлось покупать (в этом заключается мое правонарушение). Этот учебник рассчитан на творческих учителей. Уникальность его в том, что он многоуровневый, т. е. по нему можно работать с разными категориями ребят. Возможны различные степени организации и восприятия материала.

- А дополнительная литература? Книги Карамзина, Ключевского, Соловьева?

- Об этом я даже не говорю, это обязательный элемент урока. Работа с первоисточниками, с документами, которые являются для историка базой исследований, - задача номер один. Без обращения к наследию прошлого нельзя создать общий исторический фон, в котором формируется мировоззрение ученика.

- А как сами учителя ориентируются в море информации, поглотившем нас? Ведь сейчас и свое-то мнение составить не так легко, а учить детей - дело очень ответственное...

- Мы пользуемся материалами периодической печати, обращаемся за консультацией в Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Кроме того, в институте усовершенствования с нами сотрудничают опытные вузовские специалисты. И все-таки главное - это самообразование. Я стараюсь следить за всеми новинками, выписываю литературу, слежу и за иностранной периодикой, т. к. сегодня много публикаций по истории советского периода появилось за границей. Хотя иностранцам и не удается в полной мере осмыслить то, что происходит у нас, встречаются очень интересные работы.

А учителя, привыкшие следовать марксистско-ленинским догматам и не сумевшие воспринять шквал новой информации, сегодня оказались не у дел.

- Теперь - о другом: как можно преподавать такую неточную науку, как история, в условиях плюрализма мнений? Нет ли опасности навязать школьникам свою точку зрения, которая вовсе не обязательно верна?

- Нынешнему ученику трудно что-нибудь навязать. Меняется жизнь, меняется школа, и ученика, который “проглатывал” бы все, как, к сожалению, проглатывали мы, уже нет. С потерей нравственных ориентиров потерялась и вера в незыблемые истины.

Я на своих уроках пользуюсь методом столкновения мнений. Предлагаю ученикам сопоставить суждения тех или иных лиц, а потом задаю вопрос: “А что думаешь ты?” Мне нравится то, что ребята сейчас отказываются от однозначных ответов, в любом явлении видя и положительные, и отрицательные стороны.

В 5-6-х классах я даже устраиваю работу под названием “Пятерка за ошибку”, в которой ученики выносят различным событиям свои оценки. Иногда их мнения абсолютно абсурдны, но ведь именно абсурдное порой оказывается гениальным! И если ученик высказал пусть ошибочное, но интересное суждение, я ставлю ему пятерку. Мне интересно мнение школьника, ведь самое страшное - это заученность.

- Не возникает ли у ребят в наше, как говорится, трудное время недоверия к истории? Если подчас и учителю трудно вынести суждение, то детям запутаться в мнениях и оценках проще простого.

- Нет, я думаю, что наше время отличается как раз повышением интереса к истории Отечества. Например, мы с ребятами составили биографии тех людей, чьи имена связаны с историей Приморья, - без их помощи я бы этого не сделала. Мы делали макеты древних городов, и образцы наших работ давали на просмотр владыке Вениамину в честь 100-летия Владивостокской епархии, в связи с чем он поблагодарил нас. Мы ведем “Хронику военных хитростей” и т. д.

- Ваши идеи по-прежнему неиссякаемы?

- Сейчас я стараюсь вырастить такой тип ученика, у которого, как сказал поэт, можно будет учиться самому. Это ученик-исследователь, который мог бы потом принимать участие в олимпиадах, как-то выразить себя. Для меня самое главное - чтобы творцом урока стал сам ученик. Нужной для этого атмосферы не создать никакими учебниками и рекомендациями. А идеи... Без идей жить скучно!

Когда теряется доверие к истории Отечества, люди теряют Родину. Насколько же ответственна роль учителя - причем именно школьного, ведь потом, в институтах, человек постепенно привыкает думать сам. А в школьные годы весомое влияние на становление личности оказывают учителя. Так что побольше бы нам учителей - но не разных, а только хороших.