На расхлябанность нашу разверзнутся хляби небесные

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В отличие от запада России, где паводок приходится на раннюю весну, в Приморье вода низвергается с небес летом и в начале осени, когда созревает урожай. После крупного тайфуна реки выходят из берегов. Даже кормовые травы становятся непригодными в пищу скоту, поскольку поверхность листа покрывается илом. Неразмытыми и с уцелевшим урожаем остаются, пожалуй, только лишь морковные поля, которые удерживаются от разрушения корнеплодами словно гвоздями. Известно, что наиболее плодородные почвы в Приморье находятся именно в поймах рек, и при катастрофических паводках затапливается около 30 процентов наиболее освоенной пашни.

От наводнения никто не застрахован

Серьезные попытки защитить приморские земли от наводнений начались сравнительно недавно - в начале 60-х годов. Ныне существует и действует федеральная антипаводковая программа. Однако она подпитывается деньгами весьма не регулярно.

В свое время основу современного водного хозяйства в крае создавал доктор географических наук Алексей Стоценко. В своих работах он делал упор на строительство больших водохранилищ: это позволило бы одновременно решить задачи предохранения земель от паводков и снабжения народного хозяйства электроэнергией и водой. Несмотря на все достоинства, у таких сооружений существует как минимум два недостатка. Во-первых, просто гигантская стоимость возводимых объектов, а во-вторых, как следствие - весьма крупные изменения в природе. Кроме того, в зоне затопления могут оказаться населенные пункты.

Наиболее эффективно возведение насыпных сооружений – дамб. Строительство их целесообразно на малых и средних реках приханкайской равнины, где речные потоки извиваются подобно гигантским змеям, и процесс изменения русла происходит медленно.

- Реки, текущие с восточного склона Сихотэ-Алиня, имеют куда более сложный характер, - рассказывает доктор географических наук Марк Карасев. - Их русла разветвлены на многочисленные рукава, перегружены песком и галькой. Во время паводка водные потоки часто меняют направление, и бывает, дамбы срезают как ножом. Если поймы северных рек восточного склона малоинтересны в качестве сельхозугодий, то земли, расположенные вблизи таких рек, как Партизанская и Киевка, - настоящий лакомый кусок для землепашцев. По мнению ученых, норов подобных рек можно укротить с помощью мелких водохранилищ, обустроенных на притоках. Вкупе с дамбами и расчисткой русла такие водоемы позволят управлять процессами в пойме. Цена подобных водохранилищ низка, вмешательство в природу минимально. Причем при желании можно соорудить на них мини-гидростанции. Но несмотря ни на что, жертвы неизбежны как финансовые, так и природные.

Весьма характерно, что при планировании хозяйственной деятельности и проектировании объектов на поймах рек совершенно не используются результаты научных исследований. В лучшем случае наука привлекается лишь для экспертизы готового проекта, когда его можно либо только одобрить, либо только отклонить. Но попробуйте это сделать, когда строительство или подготовка к нему уже ведутся!

В 70-80-х годах в крае возведено более 1200 км защитных дамб. Свертывание же мелиоративных работ привело к прекращению возведения защитных сооружений. Полноводная река бюджетных денег, питавшая ССО “Дальводстрой”, превратилась в мелкий ручеек. И при существующем положении в экономике ожидать крупных государственных вливаний в создание системы защитных сооружений не приходится.

- Сейчас с особой остротой встает вопрос о возмещении ущерба от наводнений, - говорит кандидат географических наук Борис Гарцман. - Здесь установился следующий порядок. После прохождения катастрофического паводка краевая администрация представляет федеральному правительству сведения об ущербе с просьбой о его компенсации. Центр принимает специальное постановление о мерах по оказанию помощи, где не указывается величина материальных убытков от наводнения, но определяется, какие денежные средства передаются Приморью в качестве компенсации. Иногда подобные постановления и вовсе не принимаются, как, например, после тайфуна “Зола” в 1990 году. Или бывает так, что определенная правительством компенсация не выделяется или выделяется не полностью, как это произошло после “Робина” в 1990 или “Джуди” в 1989 году.

Федеральный бюджет не может быть единственным источником финансирования противопаводковых мероприятий и компенсаций ущерба. Поэтому актуальной сегодня становится задача привлечения частнопредпринимательских инвестиций, в том числе зарубежных.

Мировой опыт показывает, что основой структуры защиты и адаптации хозяйствования на затапливаемых землях, так же как одним из важнейших побудительных мотивов для частных инвестиций в строительстве защитных сооружений должна быть система страхования от наводнений.

- В США, где проблема наводнений, как и у нас, является очень острой, а страховое дело высоко развито, - продолжает Борис Гарцман, - давно поняли, что защита от стихийного бедствия требует серьезного правового обеспечения на федеральном и местном уровнях. Правительство Соединенных Штатов активно включилось в борьбу со стихией. В США действуют законы о государственном страховании от наводнений и о защите от наводнений, которые предусматривают правовую защиту владельцев собственности при условии соблюдения местными властями установленных в общегосударственном масштабе правил землепользования. В случае невыполнения всех условий государственная программа страхования не распространяется на данный штат или общину, и каждый собственник вынужден действовать на свой страх и риск.

В 1986 году в США была разработана национальная программа страхования от наводнений, которую затем преобразовали в федеральную. Она представляет большие возможности в плане разработки и издания местных правил относительно использования затапливаемых земель. Бюро страхования, входящее в федеральное агентство по ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет надзор за страхованием от наводнений, подготавливает карты затапливаемых территорий, а также определяет критерии местного правового регулирования. Конгрессом Соединенных Штатов санкционировано создание национальной ассоциации агентов, занимающихся страхованием от наводнений. Ассоциация объединяет частные страховые компании. Если, например, по заключению министерства жилищного строительства и развития городов ущерб не может быть возмещен частными фирмами, федеральное правительство может взять на себя частичное или полное удовлетворение претензий.

Создание подобной правовой системы у нас потребует большой работы. Краевой администрации и думе стоило бы воспользоваться правом законодательной инициативы и внести в Государственную думу предложения по разработке законов о страховании и защите от наводнений. Этот закон должен регламентировать использование пойм рек, планирование и проектирование строительства на затапливаемых территориях, использование защищаемых земель, системы прогноза и оповещения о паводках. Закон о страховании от наводнений должен определить взаимоотношения государства, частных страховых и инвестиционных компаний, всех других юридических и физических лиц, имеющих отношение к хозяйственной деятельности в поймах рек.

В настоящее время работы по обоснованию страхования от наводнений проводятся Дальневосточным филиалом российского института водного хозяйства. Однако делается это слишком медленно. Старая система обязательного страхования разрушена, а новая еще не создана. А ведь очередной тайфун ждать не будет - придет и отнимет и без того не слишком большой кусок хлеба насущного.