Маршрутами первооткрывателей

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Немного о традициях

Вообще-то их становление происходит годами.

Снова парусное учебное судно “Паллада” приняло на свой борт гостей и отправилось по маршруту Владивосток - Терней. Участниками экспедиции стали ученые, краеведы, военные и гражданские моряки, члены Общества изучения Амурского края (ОИАК), журналисты. Среди них были и такие именитые люди, как Жерар Удэн - капитан 2-го ранга, военно-морской атташе посольства Франции в Москве, В. Чирков - контр-адмирал, заместитель командующего ТОФ, Б. Хаванов - ученый секретарь ОИАК. Впрочем, делить состав экспедиции по рангам - занятие неблагодарное, хотя в самом конце рейса, заметим в скобках, это все же произошло... Однако самое неприятное чуть не случилось еще до начала экспедиции. В результате недоработок коммерческого партнера ОИАК рейс был под реальной угрозой срыва, и только личное вмешательство Ю. Копылова, оказавшего важную финансовую помощь, помогло не прерваться традиции.

Но, как говорят французы, все хорошо, что хорошо кончается. Рейс “Паллады” в рамках Дней Лаперуза длился всего пять суток. В эти дни вместилось множество бесед, проведенных членами экспедиции, обсуждение проблем туризма и краеведения, состоялись прекрасные концерты оркестра штаба ТОФ - прямо на палубе парусника. Экипажу и курсантам Дальрыбвтуза, по их словам, надолго запомнится встреча с Ю. Пудовкиным, членом Дальневосточной ассоциации морских капитанов, с П. Бровко - заместителем председателя ОИАК, профессором географии из ДВГУ. Однако главное событие нынешних Дней Лаперуза, конечно, происходило в Тернее.

Здесь будет камень заложен...

Итак, о Днях Лаперуза. Инициатором их проведения стало ОИАК - старейшая общественная организация края, существующая с 1884 года. Два года назад усилиями активиста ОИАК Евгения Суворова, живущего в поселке Терней, была доведена до завершающего этапа идея установки памятника знаменитому французскому мореплавателю Лаперузу. Тогда в центре поселка, у школы, появился скромный памятный знак - каменная глыба с прислоненным к ней якорем, а в Терней впервые пришла “Паллада”.

Еще одна мемориальная плита была установлена в 17 километрах к северу от Тернея, на высоком обрыве над бухтой Русской - той самой, на берег которой в 1787 году высадились члены экспедиции Лаперуза. А. Суворов тогда в своем выступлении сказал: “Теперь перед нами стоит новая задача - поставить в Тернее памятник экспедиции Большева”. Надо заметить, что никто из присутствующих эти слова всерьез не воспринял. И, как выяснилось, зря...

“Обозреть неизвестные берега”

На лето 1874 года перед подполковником Л. Большевым была поставлена огромная по масштабам задача - закрыть топографической съемкой последние “белые пятна” на побережье Японского моря. Надо было провести работы между заливами Пластун и Де-Кастри (Чихачева). 11 русских топографов с 93 солдатами-помощниками были высажены в пяти точках побережья. В труднейших походных условиях, зачастую голодая, они с июля по октябрь отсняли берег на протяжении 1036 верст. Работы обеспечивали такие известные корабли, как шхуны “Восток” и “Алеут”, клипер “Абрек”, транспорт “Манджур”. Только один пример: всего рек и речек, включая нижние притоки, было описано 528, 120 из них экспедиция Большева дала названия. Русские имена были присвоены почти всем мысам, заливам, горным вершинам, которые порой “крестились” прямо с кораблей.

Дабы увековечить память...

Сведениями, добытыми экспедицией Большева, пользовались в России более 30 лет, пока их не обновили другие российские исследователи. А составленные им карты побережья были представлены на Парижской географической выставке 1875 года. Подполковник Л. Большев и его товарищи, конечно, достойны нашей памяти. И есть своя логика в том, что первый памятник им появился именно в Тернее. Народу на открытие собралось много. Были речи от имени гостей и хозяев, Е. Суворов зачитал поздравительную телеграмму от К. Ивановой-Большевой, жены внука подполковника Большева. Белое покрывало с памятного знака сползло под звуки “Боже, царя храни” и оружейный салют местных пограничников.

У памятника Лаперузу, где развевались на ветру флаги России и Франции, господин Удэн произнес такие прочувствованные слова: “Даже Владивосток видится французам краем земли, а что уж говорить о Тернее... Но в этом далеком русском поселке я стою у памятника нашему знаменитому соотечественнику. Этот памятник представляет собой один из великих символов дружеских связей между Францией и Россией. Потом был замечательный концерт удэгейского национального ансамбля “Кункай” из села Агзу, выступали маленькие артисты из культурного центра “Ярославна” поселка Пластун, художественная самодеятельность районного дома культуры... В общем, праздник удался. А в заключение на вертолете “Ми-8” участники экспедиции были доставлены на берег бухты Русской, где они спустили на волны венок из местных цветов - как два года назад.

Традиции сильны тем, что они должны быть продолжены...

Р. S. Участники экспедиции выражают огромную благодарность и. о. мэра города Владивостока Ю. Копылову, экипажу парусного учебного судна “Паллада” и его командиру, капитану дальнего плавания, почетному работнику рыбного хозяйства России Н. Зорченко.