Наш земляк - Валерий Приемыхов
Приморский край не раз становился стартовой площадкой для людей талантливых, хотя далеко не каждый из них сумел реализовать свой творческий потенциал вдали от родных мест, добиться широкой популярности. Ревностно следя за успехами знаменитых земляков, мы не упускаем случая удостовериться: а не забыли они часом, откуда родом, хранит ли их память имена людей, сыгравших в их взлете немалую роль. И до чего же тепло становится на душе, когда встреча с таким человеком не разочаровывает. С талантливым кинорежиссером, сценаристом, писателем, актером Валерием Приемыховым, начинавшем свою актерскую карьеру в Уссурийском театре драмы, я повстречалась в кулуарах киностудии им. Горького накануне его отъезда в Италию. Несмотря на массу неотложных дел, Валерий Приемыхов уделил мне время для разговора.
- Валерий Михайлович, поездка в Италию связана с отдыхом или работой?
- Это деловая поездка, везу на фестиваль свою последнюю картину “Кто, если не мы”.
- Картина впервые включена в конкурсную программу?
- Нет. Мы уже показывались в Канаде, где получили три премии по основным номинациям.
- Мне казалось, что Венецианский кинофестиваль состоится в сентябре...
- Фестиваль, на который отправляюсь я, пройдет в небольшом итальянском городе Тоармино. Знаю о нем только то, что когда-то именно там Анна Ахматова получила премию за вклад в поэзию.
- А как скоро ваш фильм мы увидим на экранах?
- Премьера состоялась в Москве в апреле. И, по-моему, уже выпущен видеотираж. А система теперь такая, что на видео фильмы расходятся к зрителю динамичнее прежнего пути.
- Почему, на ваш взгляд, канули в Лету встречи актеров, режиссеров со зрителями? Неужели все упирается в деньги или отпала нужда в обратной связи?
- Знаете, мне последнее время что-то не выступается перед зрителями. Бывало пошутишь, байку расскажешь, блеснешь “левизной”, затронув подробности про то, как цензуру за нос водил, тут тебя спросят, кто муж у Нонны Мордюковой - так все легко, весело было. Сегодня не та атмосфера: шутки не шутятся, хвалиться нечем, жаловаться стыдно. Ведь в зале-то сидят люди, которым куда сложнее жить, чем тебе самому. И вроде зал к тебе расположен, и фильм хорошо встретили, а я выхожу к зрителям как на Голгофу.
- Скажите, существует ли в Москве дальневосточная диаспора среди людей, связанных с кино, и если да, то связаны ли вы как-то с этими людьми?
- Когда-то все это существовало, люди собирались, общались, поддерживали друг друга. Теперь это все утрачено относительно дальневосточной диаспоры. Саша Михайлов, Юра Кузнецов, Московкин, Чуйков - общаемся иногда, но это просто дружеское общение.
- Часто ли мыслями возвращаетесь к периоду той дальневосточной жизни, вспоминаются ли имена?
- Уж коли зашел разговор об этом, то, конечно, последнее время часто вспоминаю подробности поездки в пионерлагерь “Океан” вместе с Борей Кучумовым, Сергеем Гришко. Сожалею очень и очень, что этих людей уже нет. Борька как-то остался у меня в Москве ночевать. Проговорили всю ночь. Сейчас мне кажется, в той нашей последней встрече было что-то мистическое. Ну и, конечно, Розу Салюк нельзя не вспомнить. Вообще с этими людьми, с Уссурийским театром связано самое начало театральной жизни. А теперь вот кино, которое, пожалуй, полностью захватило меня.
- Ваш киногерой - человек надежный, борец за правду. Часто ли к вам обращаются за помощью, поддержкой, защитой? Ведь зрителю свойственно переносить достоинства персонажа на личность актера.
- Представьте, редко. Думаю, народ у нас все-таки деликатный. Я вообще определил свое амплуа, если можно так сказать, - сосед по площадке. По душам поговорить, совета попросить, а с глобальными темами редко кто подойдет.
- Насколько мне известно, вы только-только вступили в должность главного редактора киностудии им. Горького. Какие проблемы придется решать на новом посту?
- Ну, вот вам деталь: сегодня одного очень толкового парня (режиссера) свел с очень талантливой девочкой (сценаристкой). Думаю, это будет плодотворный дуэт. Хотя писать сценарии - не женское дело.
- Полагаю, что и режиссуру вы считаете делом сугубо мужским?
- На мой взгляд, существуют понятия женской и мужской режиссуры. Причем появление первой расцениваю как потерю активного начала у второго. Не от хорошей жизни женщина сейчас мужественнее воспринимает действительность.
- А как обстоят дела у вас с наличием активного начала - есть новая работа?
...И тут с Валерием Приемыховым произошла дивная метаморфоза: складки на лбу разгладились, лицо озарила мягкая улыбка, в глазах появился какой-то особенный свет. И это неудивительно, ведь новый сценарий, над которым работает Приемыхов, о князе Владимире по прозванию Красно Солнышко, первом на Руси просветителе. На меня посыпались исторические подробности тех давних времен - неожиданные, порой даже шокирующие. Великий князь Киевский, оказывается, носил оселедец, как запорожец, и это являлось признаком его княжества. Не гнушался он и на веслах сидеть наравне с воинами, коим не было равных в боях и походах. В плен они никогда не сдавались, а вспарывали себе живот, как японцы. Все потому, что существовало поверье: сдашься в плен, так на том свете будешь вечным рабом врага своего.
Во время царствования Владимира Святославовича, поведал мне Приемыхов, вовсю процветали и человеческие жертвоприношения, а погибших на поле брани сжигали.
- Будет ли в новом фильме, полном исторических событий, линия любви?
- Летопись гласит, что у Владимира Красно Солнышко было 800 жен, но это полная чепуха. Он всю жизнь провел в походах. Была у него одна любовь - Рогнеда. Когда Владимир взял Полоцк, убил и отца, и мать, и братьев Рогнеды, а ее взял как трофей. Родила она ему четырех мальчиков и двух девочек. А когда Владимир принял крещение и женился на порфироносной принцессе Анне, то Рогнеда ушла в монастырь, приняла русскую православную веру и русское имя Гореслава. Там и закончились ее дни.
- Валерий Михайлович, вы сами говорите о финансовых трудностях кинематографа, а как же собираетесь поднять постановку исторического фильма: костюмы, декорации эпохи?
- Я уже, как говорят, ввязался в драку, но съемки начну только при наличии денег. Снимать фильм годами, ожидая финансирования (тому у нас примеров немало), - непозволительная роскошь.
P. S. Уже из Владивостока я позвонила Валерию Приемыхову в Москву узнать о результатах поездки на кинофестиваль в Тоармино. И что бы там ни говорили о фильме наши критики, фильм “Кто, если не мы” в Италии был удостоен специального приза жюри. Я поздравила Валерия Михайловича и пожелала успешного начала работы над новой кинолентой.