Здоровье монахинь до добра не доводит

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Помните, как в фильме “Гардемарины, вперед!” бедную Софью постригали в монашки, чтобы забрать ее богатое наследство? Современные монахини жертвуют при постриге свою пенсию, если она уже есть, и клянутся не иметь личной собственности, но дом или квартиру по духовной слабости многие не отдают. В новых монастырях порядки не столь строги и обстановка - под стать времени. У входа в женский монастырь, что находится близ села Линевичи, висит колокол с гравировкой “Министерство путей сообщения” - воистину от мира никуда не скроешься

Спасение души - тяжкий труд

Южно-Уссурийскому Рождество-Богородицкому женскому монастырю без малого почти сто лет. Закладывался он в январе 1900 года, монастырем стал считаться с 1908-го. В годы советской власти, естественно, был основательно разрушен, а затем, с 1993-го, стали потихоньку монастырь восстанавливать. О богатой дореволюционной жизни напоминает чудом сохранившийся в храме французский напольный кафель. Этот храм раньше считался домашней церковью настоятельницы. В начале века в ней в виде исключения даже венчали.

Сейчас монастырю не до роскоши. На звоннице до положенного количества не хватает семи колоколов. Благодетелей мало, бабушки-прихожанки в кружку копеечки с пенсии кладут, да много ли они положить могут? Скудная помощь со стороны не позволяет содержать строение в идеальном порядке. Архитектурный памятник, которым помимо прочего является монастырь, постепенно рушится.

В принципе сестры должны жить подаяниями, читая псалтырь, но нынче одним этим сыт не будешь. Потому восстановили монахини и послушницы не только облик монастыря, но и его сельскохозяйственное направление. Спасая душу, работают в поте лица.

Уссурийский земельный комитет отдал монастырю близлежащие овраги и склоны сопок. Их обрабатывают сестры вручную. Машины кое-какие в хозяйстве есть, но нет для них запчастей, горючее покупать не за что. Пробовали держать лошадь, но за ней особый уход нужен. Зато есть у сестер четыре дойные коровы, телята. Ладу, корову с характером, подарили монастырю еще пять лет назад, до сих пор жива и молоко дает вкусное.

Хозяйствовать монастырю помогают добровольцы. Время от времени искореняют лень, пропалывая сорняки на поле и в огороде, дети из владивостокской воскресной школы. Есть в женском монастыре и братья-помощники. Кто-то здесь пытается освободиться от влияния секты. Работают за еду по нескольку месяцев и уходят. Только молодым мужчинам вход в монастырь закрыт: незачем сестрам лишний соблазн.

Сейчас в монастыре постоянно живут 15 женщин. Во время многодневных постов сюда идут паломники, чтобы, как традиционно было принято на Руси, говеть в монастыре, очиститься и помолиться. Особо приглашают сестры посетить их в Пасху, тогда у всех желающих будет возможность позвонить в колокола.

Чай с молитвой

В монастыре сестры сначала проходят испытание. Послушницы должны доказать, в первую очередь себе, что могут здесь жить. Стать монахиней можно лишь через несколько лет, когда “душа созреет”. А “зреть” ей будет весьма непросто.

Встают сестры в половине четвертого утра, после начинается продолжительная служба в храме. В 9 утра, если это не пост, время завтрака, который весьма аскетичен - чай с молитвой. Правда, те, кто занимается тяжелым трудом на полях, утром трапезничают более обильно. Дальше сестры принимаются за послушания: ухаживают за птицей, животными, возят воду, колют дрова, убирают комнаты, готовят. Оттого, что народу в монастыре откровенно мало, у каждой сестры по пять-шесть послушаний (в более людных монастырях - одно). Обед здесь в час дня, ужин - примерно в половине восьмого. Вне трапезы монахини не едят. Без благословения даже в своем огороде нельзя взять овощину.

Как странников нас допустили на монастырский обед. В тот день бог послал монахиням суп гречневый, овощную солянку, грибы, свежие огурцы, помидоры и хлеб с чаем. Молока нам не дали, поскольку был постный день. Все посты соблюдаются сестрами в строгости, и приезжим поблажек нет.

До полуночи сестры должны успеть выспаться. Это в идеале, а в жизни часто только к этому времени ложатся в монастыре спать. “И мирские люди еще начинают после 23 терзать телефон, матушке Варваре, настоятельнице монастыря, покоя никакого не дают”, - сокрушается мать Екатерина, одна из первых монахинь, что поднимали этот монастырь. Осматривая его, попросили показать монашескую келью. Оказалось, это для мирян тайна.

Ни телевизора, ни радио в монастыре, естественно, нет. Однако здесь в курсе практически всех событий. За власть молятся отдельно. И она о них заботится. Например, медицинские полисы помогает оформлять. К слову, монахини обязательно должны болеть. Здоровье не дает искоренить страсти, поэтому сильно никто не лечится - грех. Кроме того, страшными грехами считаются уныние, лень и отказ от молитвы.

Женщины без прошлого

Ирину - поразительно красивую девушку мы встретили во время обхода монастырских владений. Ее не портили ни темные одежды, ни по-старушечьи повязанный платок. Остановилась на минутку. В нетерпении повела бровями: “Спрашивайте, только быстро”.

Ирине 21 год. Ее супруг учится на священника, и она, чтобы разбираться в деле мужа, пошла на обучение в монастырь. Ребенок Ирины пока остался с ее родителями - обычной мирской семьей. О своем прошлом говорить она не хотела, сказав только, что год училась на швею. В монастыре не так давно. Останется ли? “Как бог даст”, - отвечает, убегая.

Уже после случайно, через знакомых, узнала, что в миру Ирина отказалась от карьеры фотомодели.

Понять, что заставляет женщин добровольно менять сочные краски жизни на суровый монашеский быт, сложно. Приводит сюда разное. Речь матери Екатерины выдает образованную женщину. Не удержавшись, спросили, какое образование она получала. Та поставила на место: “Здесь мы учим только славянскую грамоту, занимаемся чтением духовной литературы. Другого не нужно”.

С воспоминаниями о своем прошлом монахини борются. Хотя родственники могут время от времени их проведывать, но стремиться к этому нежелательно.

В монастырь женщин приводит не только вера в бога. Иные приходят сдаваться в монашки после ссоры с родителями. Идут матери, которые не могут ужиться с детьми. Некоторые мечтают сделать карьеру в церкви, другие с порога интересуются, пойдет ли стаж в трудовую книжку. Чтобы избежать случайных людей, решились ввести ограничение: в монахини теперь берут только активных прихожанок с благословения епископа.

Не примут здесь женщин, прошедших через колонию. “Это было бы слишком дешево для общества - сначала поручить заботу о них колонии, а затем спихнуть их в монастырь. Спасение души - серьезное занятие, а у нас и так работы много”, - резко ответила мать Екатерина. Сначала показалось - жестоко ответила, но, наверное, есть в этом правда, только неудобная для всех нас.