Невинная ложь... для солидности
Недавно Тихоокеанский флот стал старше на 200 лет, а можно ему приписать еще 100
Нынче каждый волен судить о прошлом так, как ему заблагорассудится. Был тоталитаризм - это признано. Значит, историю ученые-историки кроили, как хотело того политическое руководство, то есть лгали. Вот так безапелляционно подходят некоторые ниспровергатели к истории России. Однако, на мой взгляд, лжи сейчас больше, чем когда-либо, так как ради мелкой корысти иные авторы бессовестно спекулируют доверчивостью читателя. И ладно, если б только ставка была на “развлекательность”, а то ведь именно такой “новый” взгляд на историю России становится источником рождения юридически неверных и исторически необоснованных приказов и законопроектов.
Сейчас, оказывается, мы живем с новой историей Краснознаменного Тихоокеанского флота. Во исполнение приказа главнокомандующего ВМФ № 153 от 15 апреля 1999 г. командующий Тихоокеанским флотом своим приказом
№ 252 от 5 мая 1999 г. учредил новую дату годового праздника Дня Тихоокеанского флота - 21 мая. Теперь ему уже не 67 лет, как мы считали, а 268. Солидно! И в это хочется верить - гордость-то за флот еще жива. Ведь верим же мы вдруг появившимся откуда ни возьмись плакатам “Лесному хозяйству России 500 лет”, “Мелиорации России 400 лет”, наконец, и коммунальному хозяйству России, оказывается, тоже несколько сот лет. Любое ведомство, учреждение, министерство может приписать лишние годы только на том основании, что когда-то крестьянин Тверской губернии, например, впервые осушил болотце рядом со своим полем или кто-то когда-то впервые употребил трубу для канализации. Вот и юридической службе ВМФ исполнилось вдруг 130 лет - со дня введения в штат управляющего морским министерством России должности “юрисъ-консультъ”. Правда, распоряжениями должностных лиц юридическая служба ВМФ создана шесть лет назад, но это, сами понимаете, несолидно.
Вот и Тихоокеанскому флоту сегодня стало 268 лет. На самом деле данный день - 21 (по старому стилю 10) мая 1731 г., обозначенный как день образования Тихоокеанского флота, юридически необоснован и не соответствует исторической правде. Давайте разберемся.
В соответствии с уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации (приложение 5 к ст. 75) годовым праздником части является один из памятных дней в истории воинской части (корабля): день формирования; день подъема военно-морского флага при вступлении корабля в строй; день награждения орденом; день присвоения почетного наименования или наименования “гвардейская”; день знаменательной победы, одержанной в бою с врагами Отечества; день первого заступления на боевое дежурство. Вот так, ни больше ни меньше. Именно конкретной воинской части.
Но Тихоокеанский флот не был создан 21 (10) мая 1731 г. Да, в этот день указом сената государства Российского, был образован Охотский военный порт (т. е. дата, положенная главнокомандующим ВМФ в основу нового летосчисления Тихоокеанского флота). Несмотря на то, что, оставаясь крупнейшей державой и имея собственные как глобальные, так и региональные национально-государственные интересы в экономической, политической и военной сферах, связанные с Тихим океаном, Россия никогда не рассматривала Дальневосточный регион как стратегический. Поэтому на Тихом океане флот как оперативно-стратегическое объединение не существовал. Здесь были созданы военные флотилии: Охотская (впоследствии Сибирская), затем в 1900 г. - Амурская речная. Но и они не были объединены под одним оперативно-стратегическим командованием. В зависимости от военно-политической обстановки в данном регионе для решения задач периодически формировались 1-я или 2-я Тихоокеанские эскадры.
Тихоокеанский флот как оперативно-стратегическое объединение был создан гораздо позже, лишь в апреле 1921 г., когда стратегические интересы России в связи с японской интервенцией и созданием Дальневосточной республики, были перенесены на Дальний Восток. По решению реввоенсовета и СНК РСФСР образованы Морские силы Дальневосточной республики (командующий - В. А. Подерни), которые 1 августа 1921 г. преобразованы в Народно-революционный флот ДВР. С роспуском правительства в ноябре 1922 г. и вхождением ДВР в состав РСФСР НРФ был преобразован в Морские силы Дальнего Востока. Они, в свою очередь, приказом народного комиссара обороны СССР 11 января 1935 г. переименованы в Тихоокеанский флот. Все преобразования и переименования были юридически обоснованы.
Прежнему годовому празднику флота соответствовала дата 21 апреля 1932 г. Именно в этот день командующий Морскими силами Дальнего Востока флагман 1-го ранга М. Викторов издал приказ, в котором перечислялись соединения, части, корабли, службы обеспечения и учреждения, которые должны быть подчинены флоту. Этому предшествовало принятие советским правительством обширной программы по укреплению обороны СССР, составной частью которой было и укрепление флота на Дальнем Востоке. Командование Морскими силами на Дальнем Востоке было вправе решать, какой день выбрать в качестве годового праздника. С юридической точки зрения этот выбор был безупречным.
Невозможно считать 21 мая 1731 г. днем образования целого флота (как отдельной части) лишь на том основании, что в этот день был образован порт на Охотском побережье. В героико-патриотическом воспитании личного состава важен аргумент, который бы говорил о многовековой истории части. Только не за счет подмены одного понятия другим и не за счет обмана несведущих в этом.
Если вести речь о начале присутствия России на Тихом океане (это основной аргумент готовивших приказ для главкома), то необходимо говорить не о Тихоокеанском флоте как оперативно-стратегическом объединении, а о флоте на Тихом океане как о понятии общепринятом в исторической науке, которое обозначает наличие в Дальневосточном регионе военных и гражданских судов, учреждений, служб обеспечения и органов управления, не объединенных одним оперативным командованием. Здесь очень важно четко определить два понятия: Тихоокеанский флот (как конкретная воинская часть или оперативно-стратегическое объединение) и флот на Тихом океане (как общепринятое понятие в исторической науке и литературе). Тогда в связи с образованием Охотского порта и Охотской флотилии вполне обоснованы аргументы, говорящие об освоении Дальнего Востока и научных исследованиях как о начале присутствия России на берегах Тихого океана. Тогда действительно флот России в Тихом океане существует уже 268 лет. А если, опираясь на исторические факты, быть еще точнее, то флот России на Тихом океане берет свое начало задолго до означенного срока и существует с середины XVII века.
В 1639 г. казаки И. Москвитина из Бутальского зимовья на Алдане на стругах по реке Улье дошли до Ламского (Охотского) моря. Это был первый выход русских людей к одному из морей Тихого океана. В начале сентября 1648 г. отряд казаков под руководством С. Дежнева подошел к мысу, который теперь носит его имя, к границе между Северным Ледовитым и Тихим океанами. В 1656 г. казаки под командованием М. Стадухина по реке Гижиге вышли в Охотское море и затем вдоль побережья дошли до Охотска.
Может быть, исходя из этого, нам следует выбрать один из этих знаменательных дней? Или, к примеру, дату первого из двух совершенных походов томским казаком И. Москвитиным от построенного им зимовья на берегу Охотского моря до устья реки Охота -
1 (11) октября? Конечно, нет. Эта дата является началом русского тихоокеанского мореходства. Но не днем образования Тихоокеанского флота.
Есть у ученых-историков три правила, которые являются для них непреложным законом. Первое - не сметь врать, второе - не бояться сказать правду, и третье - не давать никакого повода заподозрить себя в предвзятости. Этим следовало бы руководствоваться всем, кто пытается заглянуть в глубь истории своего Отечества.
А Тихоокеанскому флоту есть чем гордиться и без приписок в его метриках.