Воплощение “Удэгейской легенды”

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Скоро исполнится 10 лет с того времени, когда жители Красноармейского района на своем референдуме проголосовали против строительства на реке Большая Уссурка каскада гидроэлектростанций. Приморцы, наверное, помнят до сих пор ту бурную кампанию протеста, прокатившуюся по всему краю и особенно в прилегающих к нашему району территориях. Государственная экологическая экспертиза, проведенная в то же время дальневосточными учеными, также отвергла этот проект. Главным аргументом в споре с проектировщиками был один: недопустимо уничтожать сотни квадратных километров тайги как раз на той площади, где по богатству флоры и фауны она еще имеет пока право называться Уссурийской тайгой. Ее необходимо сохранить, так как другой такой территории нет ни в районе, ни в Приморье, а значит, нет нигде и на земле.

Тогда проект строительства каскада ГЭС (ДГЭК) не прошел - общественное мнение заставило власти не поступиться здравым смыслом. В начале 90-х годов на краевом уровне была принята разработанная дальневосточными учеными долговременная экологическая программа Приморского края, где в основу экологически устойчивого развития Приморья, сохранения его ресурсного и природного потенциала положено создание и развитие в крае сети особо охраняемых природных территорий. В числе первых, заслуживающих ранга особо охраняемых, названа та самая территория, куда не пустили ДГЭК: там было предложено создать Средне-Уссурский (Средне-Иманский) национальный парк. Была составлена проектная документация, начались, как водится, согласования на различных властных уровнях.

Согласно проекту национальный парк должен занимать небольшую сравнительно территорию - всего 102012 га (примерно 30 на 33 км). Это всего лишь 5 процентов территории Красноармейского района в нижнем течении реки Арму, с частичным включением земель Красноармейского коопзверопромхоза и администрации села Дальний Кут. Разделить ее предполагается на восемь функциональных зон: заповедную, особо охраняемую, познавательного туризма, рекреационную, традиционного природопользования, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей и хозяйственного назначения. К основным задачам парка отнесены сохранение уникального природного комплекса Уссурийской тайги в ее центральной части, создание условий для регулируемого туризма и отдыха, включая международный туризм, возрождение историко-культурного наследия коренной малочисленной народности - иманских удэгейцев, осуществление экологического мониторинга.

Казалось бы, благие задачи, осталось лишь претворить задуманное в жизнь. И лед вроде бы тронулся: в начале июля было подписано постановление № 299 губернатора края о создании этого национального парка, Евгений Иванович в своем обращении к жителям Приморья нарек его красивым именем - “Удэгейская легенда”. После подписания этого документа правительством РФ он будет направлен в Женеву для включения в список всемирного природного наследия (заявка и соответствующая документация нами подготовлены заранее). Однако в самом районе отношение к этому проекту неоднозначное, а муниципальный комитет год тому назад вообще решил “считать создание Средне-Уссурского национального парка преждевременным и нецелесообразным”. И аргументы местные депутаты выдвинули, как они считают, веские: во-первых, с созданием парка расчетная лесосека Рощинского леспромхоза сократится почти на 20 тысяч кубометров, что приведет к сокращению 60 работников и закрытию одного лесопункта, а во-вторых, мол, жители отдаленных сел Дальний Кут и Дерсу, в том числе представители иманской группы удэгейцев, теряют возможности традиционной промысловой охоты, рыбалки и заготовки дикоросов.

Конечно, аргументы могут показаться убедительными, тем более если учесть, что в сегодняшней напряженной обстановке большинство социально-экономических проблем в районе решается главным образом за счет использования таежных ресурсов. И все же нам хочется возразить оппонентам: сама постановка вопроса в плоскости “или парк, или сохранение расчетной лесосеки и рабочих мест” неправомерна и свидетельствует лишь о том, что муниципальный комитет, справедливо озабоченный социально-экономической обстановкой в районе, не нашел нужным заняться более глубоким изучением этого вопроса. И в самом деле, с созданием национального парка Рощинский КЛПХ теряет 20 тысяч кубометров (16 процентов) своей годовой расчетной лесосеки. Но ведь это всего лишь 2-3 процента расчетной лесосеки района в целом, и нас хотят убедить, что этот мизер невозможно возместить за счет территорий района, прилегающих к парку. Здесь, по крайней мере, очевидны два пути: лишить лицензий недобросовестных лесопользователей (что давно пора сделать) и использовать лесосечный резерв районной администрации. Даже если использование этого резерва по каким-либо формальным или иным причинам окажется вдруг невозможным или нежелательным, то на уровне краевой администрации можно поставить вопрос о соответствующем увеличении объемов районной расчетной лесосеки или о ее частичном перераспределении в пользу пострадавшего Рощинского КЛПХ.

Если же говорить о перспективе, то, видимо, всем ясно, что вследствие необратимого истощения лесосечного фонда расчетные лесосеки будут неизбежно сокращаться. И тут уж выиграет тот, кто заранее позаботится об углублении местной лесопереработки.

Мы уверены, что создание парка напрямую согласуется с долговременными экономическими и социальными интересами населения района. На первых порах это два десятка дополнительных рабочих мест бюджетного финансирования. Кроме того, существуют международные благотворительные программы финансовой поддержки создания и развития особо охраняемых природных территорий, и есть все основания рассчитывать на такую поддержку. Далее, с созданием инфраструктуры туризма (в том числе зарубежного) штаты парка возрастут, а главное - появятся источники дополнительного финансирования работы и обустройства парка, появятся новые налоговые поступления в местный бюджет.

Вопреки мнению некоторых, мы также считаем, что создание парка совершенно не противоречит и интересам местного, в том числе аборигенного населения. Наоборот, наряду с природоохранной и просветительской целями появляется возможность компактного поселения иманской группы удэгейцев в месте их исторического обитания и промыслов, стимулирования национальной культуры и традиционного природопользования. Для этой цели на территории парка предусмотрены соответствующие участки ограниченной хозяйственной деятельности. Кроме того, егерские, охранные, хозяйственные службы парка будут неизбежно комплектоваться за счет местного населения.

Конечно, любую хорошую идею можно дискредитировать и похоронить неграмотным и безответственным исполнением, особенно в наше время - хотели как лучше, а получилось как всегда. Но это не повод опускать руки или рубить на корню хорошее, перспективное дело.