Цветной мир под белыми сводами “Арки”

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В редакции “Владивостока” завершилась очередная, третья по счету выставка, приуроченная к 10-летнему юбилею газеты. На этот раз нашим гостем была галерея современного искусства “Арка” с частной коллекцией “Владивосток Сергея Симакова”. К сожалению, самого автора сейчас в городе нет. Но вместе с Верой Глазковой, директором галереи “Арка”, в редакцию пришел давний друг газеты Сергей Черкасов с подарком - новой прекрасной акварелью “Спортивная гавань”. Это уже вторая его работа, подаренная коллективу “Владивостока”. Спасибо, Сергей Михайлович, от всего журналистского сердца!

Следуя традиции, под занавес выставки мы собрались за чашкой кофе с гостями редакции. Речь шла о художнике, его месте в сегодняшней жизни и, разумеется, о самой “Арке”. Сегодня, как утверждают знатоки, она работает на самом высоком профессиональном уровне. С первых шагов ее отличает безошибочный вкус в выборе картин, чутье на настоящее искусство, настоящие таланты.

- Вера Евгеньевна, не секрет, когда вы создали “Арку”, это стало полной неожиданностью для многих. Ученый, кандидат химических наук, 20 лет отдавший Тихоокеанскому институту биоорганической химии, - и вдруг галерея.

- Ничего случайного в жизни не бывает. Наверное, я должна была пройти определенный жизненный путь. Что касается искусства - это давняя любовь. В свое время все командировочные вечера и отпускные дни в Москве, Санкт-Петербурге были отданы музеям, картинным галереям, выставочным залам. Потом появилась возможность бывать за границей и видеть, как все это делается там.

А вообще образ “Арки” рождался совместными усилиями. Когда-то это была старая коммунальная квартира. Первыми, кто ее увидел и по достоинству оценил, были искусствовед Марина Куликова и художник Сергей Симаков. Потом мы познакомились с архитектором Валерием Демидовым, который занимался ее переустройством и перепланировкой. Заложить окна и сделать галерею в светлых тонах предложил Александр Пырков. Появились дополнительные экспозиционные площади. Наш большой зал - 80 кв. м. Обычные люминесцентные лампы закрыли ребристым пластиком - свет получился мягким, рассеянным. Но и это не окончательный вариант. Вскоре сделаем дополнительное локальное освещение.

Что касается держателей для картин, я присмотрела их в Москве в художественном салоне на Тверской еще пять лет назад. А помогла мне их приобрести в США Тамара Григорьевна Вавилова, за что ей огромное спасибо. И конечно же, огромную помощь в создании “Арки” оказали сами художники. Вот и получается, что наша галерея - плод труда, поисков, мыслей многих и многих.

- Буквально на днях у вас начал “работать” еще малый зал...

- Действительно, так случилось. Его “первооткрывателем” стал Сергей Михайлович Черкасов. Он вернулся из интересного морского путешествия: Кипр, Израиль, Египет и привез прекрасные этюды - холст, акрил. Работы небольшого размера мы разместили на стенах, и зал задышал, приобрел особую прелесть. Вот такая получилась премьера. Вскоре здесь появятся еще стеклянные стеллажи с керамикой, деревянной пластикой.

Здесь же находится наш круглый дружеский стол, где встречаемся с родными по духу людьми за чашкой чая, кофе. Мы собрались за ним в первый раз в апреле 1995 года, когда открывали свою первую выставку. Происходило это в мастерской художника Сергея Симакова. Это был его дружеский вклад в идею. Потом - тяжелая полоса бездеятельности. Обстоятельства складывались тогда не в нашу пользу. Было сделано немало шагов в пустоту, прежде чем пришло понимание: пока не будет своего собственного выставочного зала - не будет галереи. Открытие выставки коллекции галереи “Арка” 28 декабря 1997 г. в этих стенах, на ул. Светланской, 5, стало и нашим новосельем, и вторым рождением.

- В чем предназначение “Арки” для вас?

- Прежде всего она должна способствовать рождению диалога между художником и зрителем. Безусловно, нести просветительскую миссию. Знакомить горожан, гостей Владивостока с творчеством приморских художников, а также с художественно-прикладным искусством Европы и Востока: Японии, Кореи, Китая, Индии. И еще способствовать продвижению художников на российском и зарубежном арт-рынке.

Для меня это, как вторая научная работа. Конечно, Америки здесь не откроешь, но создание собственного стиля в соотнесении с местными условиями - над этим, знаете, тоже приходится потрудиться. Вообще это процесс бесконечный.

В ближайших планах “Арки” именно такая работа - поиск тех, чьи работы можно показать. Галерея представляет свой зал для настоящих профессионалов.

За время нашей работы в этих стенах мы провели 15 выставок, большинство из них - персональные. И оказалось: это возможно и нужно городу. В дальнейших планах - связь “Арки” с европейскими галереями, где можно будет представлять наших художников, а во Владивостоке соответственно принимать западных мастеров.

- Сегодня у “Арки” уже есть собственная коллекция. Чьи работы в ней?

- Александра Пыркова, Сергея Черкасова, Сергея Симакова, Виктора Шлихта, Евгения Макеева, Юрия Собченко, Виктора Федорова, Ильяса Зинатулина, Владимира Цоя, Андрея Камалова, Ирины Оркиной, Владимира Хрустова и Надежды Хрустовой из Хабаровска, керамика Кохе Сато. Многие из них подарены “Арке” авторами после выставок. В будущем мы непременно устроим выставку нашей коллекции. Одна из задач галереи - это коллекционирование работ с целью их сохранения.

- В одной из газетных статей прозвучало: “Арка” - коммерческое предприятие. Но, насколько известно, пока вы только вкладываете в свое детище: средства, душу, терпение? Город как-то реагирует на существование “Арки”?

- Помогают художники. И еще то, что в галерею стало приходить все больше и больше людей. Финансовой поддержки я ни у кого не прошу - это частная инициатива и частная собственность. Но по своей сути “Арка” не коммерческий проект.

Обращаюсь в коммерческие структуры, в банки с одной просьбой: помочь художнику - приобрести работу. Эта помощь для него возможность двигаться вперед.

- И как, помогают?

- Крайне редко. Галерея “Арка” сама покупает работы художников. Правда, что касается печатной продукции: изданий буклетов, каталогов - здесь поддержку еще можно найти. Это наша традиция - выставку каждого художника сопровождать буклетом. Пока мы ей ни разу не изменяли.

Галерея сотрудничает с профессиональными искусствоведами, артменеджерами.

- Есть сегодня у “Арки” проблемы, которые можно назвать трудноразрешимыми?

- Проблем очень много, и они далеки от искусства. Увеличена плата за помещение, поскольку его перевели в нежилой фонд. Очень дорого стоит размещение щитов - указателей на улицах. А ведь они предназначены для того, чтобы помочь горожанам быстрее и проще найти “Арку”. Вход в галерею бесплатный: ул. Светланская, 5. Все дни, кроме понедельника и вторника.

Одна из самых болезненных для меня проблем - невостребованность работ художника. Проще говоря, когда его картины не покупают. Каждый мастер желает, чтобы его картину купили, а значит, оценили.

В “Арке” не критикуют, здесь выставляют работы хороших, профессиональных современных художников. Их искусство, может быть, еще не всеми понято, но оно существует. И имеет право на жизнь. Оно должно быть показанным и увиденным.

- Какие у галереи самые-самые ближайшие планы?

- Выставка акварелей Сергея Михайловича Черкасова продлится до конца августа. Она получилась совершенно необыкновенной. Мы приглашаем непременно на ней побывать всех, кто еще не успел этого сделать.

По традиции к 1 сентября в стенах “Арки” будет представлена выставка детских работ художественной студии “Солнечный зайчик”, руководит которой Ирина Курьянова.

Потом будет экспозиция работ хабаровского художника Владимира Хрустова, Кати Кандыбы, Александра Куценко, Ольги Калюжной.

Свое мнение высказал и Сергей Черкасов, чьи работы демонстрируются в “Арке” уже не в первый раз. Свои симпатии Сергей Михайлович отдал галерее навсегда. Отныне он хочет выставляться только здесь.

- Это уровень Европы, Америки, - говорит Сергей Михайлович. Его словам можно доверять, ведь художник знает заграницу не понаслышке. - Я побывал в галереях Италии, Франции, Америки, они разные, но в целом это так, как в “Арке”. Тех усилий, которые ее директор Вера Глазкова прилагает, поверьте, титанических усилий, не видно: все красиво, просто, гармонично. Вот это и важно - результат. Отсюда уходить не хочется. Книга отзывов полна хороших слов не только в адрес художников, но и в адрес “Арки”. Пишут о том, что идешь раздраженный по городу, заходишь - и ощущение покоя, уюта, тепла, красоты...

По мнению Сергея Черкасова, профессиональному художнику о такой галерее можно только мечтать, здесь относятся прекрасно и к зрителю, и к художнику. По сути дела городу сделан настоящий подарок: отремонтировано старое, ветхое помещение, продуман интерьер, тщательно готовится каждая выставка, которой предшествует отнюдь не коммерческий интерес. К примеру, если картины, представленные на выставку, не “одеты”, то “Арка” выручит - здесь закуплены рамы, так что любая работа будет выглядеть достойно. А это важно, ведь в среде художников бытует мнение, что рама - это половина впечатления о картине. В “Арке” это понимают. Как и то, что прекрасное воспринимается лишь в соответствующей обстановке.

- Галерея отлично оборудована, - говорит Сергей Черкасов. - Специальное освещение не дает бликов на стеклах, что позволяет рассмотреть акварель с разных ракурсов. Такого нет даже на Кипре, где я недавно побывал. Крепления для картин очень удобны... Работает кондиционер, прекрасный дизайн внутри и снаружи, звучит музыка. Все сделано с любовью, как в собственном доме. Да это по сути и есть дом. И в этот дом уже проторена тропа, которая постепенно, но уверенно превращается в дорогу. Еще через какое-то время убери всю рекламу - и люди все равно будут приходить, и будут также желанны...

Что и подтвердила одна из записей в книге отзывов: посетитель выражал благодарность за подаренную красоту Сергею Черкасову - и “отдельный поклон Вере Глазковой”.