5 тысяч психотерапевтов сказали: берегите семью

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В столице Австрии Вене на днях завершился 2-й Всемирный конгресс психотерапевтов. Среди 5 тысяч его участников из 80 стран мира было и трое наших земляков - специалисты из Владивостока профессор Илья Ульянов, Владимир Слабинский и Иван Кириллов.

Все трое выступали с докладами, работали в секциях и творческих мастерских, обзаведясь бесценными профессиональными связями. Привезли чемодан новых материалов, идей, знаний. Встречались с людьми, ставшими легендой не только в медицинских кругах, но и вообще в западном мире, весьма искушенном в этой науке - психотерапии. Из разряда любопытных была встреча с эксцентричной Анселен Шутценберг - знаменитым психотерапевтом, почти ровесницей века, в давнем прошлом, между прочим, русской эмигранткой. Эту седую всклокоченную старуху, похожую на сумасшедшую, возил на коляске ассистент. Но вот объявили ее доклад, и она легко вскочила со своего инвалидного кресла и устремилась к трибуне. Мощный глубокий голос, царственная осанка и поведение королевы, ясность и новизна мысли - потрясающая метаморфоза! Завершен неизменно блестящий доклад - вновь кресло, опущенная, всклокоченная голова...

Что же делается в мировой психотерапии сегодня, какие направления развиваются и какой прок от этого всем нам, рассказывает гость “В”, врач-психотерапевт Владимир СЛАБИНСКИЙ:

- Нынешний всемирный конгресс назывался так: “Воспоминания. Мифы. Реальность” и ставил своей научной целью ни больше ни меньше осмыслить роль психотерапии вообще в культуре ХХ века. Да, там было и немало прикладных вопросов, методик и техник, которыми делились лучшие в мире психотерапевты-практики. Тем не менее пришел черед и для такого философского осмысления. Дело в том, что психотерапии чуть больше 100 лет, и вполне можно подводить итоги первого века ее существования. Уверяю вас, они масштабны. Ученые сошлись в том, что вся современная мировая культура, включая культуру развитых или менее развитых стран, Востока или Запада, сформирована под мощным влиянием психотерапии. И речь не только о влиянии на литературу, живопись, кинематограф. Многие демократические принципы и свободы во многом возникли благодаря различным психотерапевтическим школам.

- Речь идет об уважении и принятии человеческой личности, о гуманности в человеческих отношениях?

- Да, отчасти потому, что психотерапия заняла нишу, которую немного освободила религия. Но кроме того, на конгрессе не раз звучала и такая мысль: в странах, где силен психоанализ, революции в принципе невозможны. Потому что человек, который ходит к психотерапевту, не способен стучать касками, подростковый бунт - не его стезя, он будет добиваться своего какими-то другими способами, гораздо менее разрушительными.

Теперь в самых авторитетных школах психотерапии явственно просматриваются две новые тенденции: возрождение института семьи и поддержка среднего, слегка консервативного класса.

- Что же необычного в поддержке семейных традиций?

- А то, что в последние десятилетия они подверглись катастрофическому разрушению, появилось даже множество теорий о том, что на смену традиционной семье приходит масса всяческих других моделей партнерства. Очевидно, пришло время “собирать камни”. На поддержку традиционной семьи стали потихоньку переориентироваться все психотерапевтические школы - как изначально направленные на семейные отношения, так и те, что работают с личностными проблемами клиента.

Любопытно, что даже знаменитые в профессиональной среде практики, наши коллеги, стремились подчеркнуть: они женаты (или замужем), у них - прекрасные отношения с супругами и детьми. Раньше это не выносили на публику, а теперь благополучная семья стала предметом гордости и даже критерием профессиональной состоятельности: “Я сумел создать гармонию в своем доме, значит, имею право работать с отношениями других людей”.

Но гораздо более удивительна другая тенденция: сейчас целый ряд психотерапевтических школ сами перестраиваются по модели патриархальной семьи. Речь идет о коллективах психотерапевтических центров либо неком условном “трудовом коллективе”, скажем, психоаналитиков или представителей школы позитивной психотерапии, объединяющем сотни специалистов по всему миру. Такие профессиональные ассоциации начинают общаться друг с другом по законам хорошей семьи. (Любопытно было это наблюдать на примере школы психодраматистов: еще три года назад отношения между ними были жесткими, конкурентными. Теперь все круто изменилось, и даже их лидер Грета Лейц - не просто директор центра и блестящий специалист, принесший метод психодрамы в Европу, а эдакая добрая “бабушка”.) То есть руководитель - не какой-то босс-тиран или малодоступный босс-президент, а “добрый папа”, олицетворяющий собой опекающего родителя, и все остальные начинают потихонечку устраиваться на уровень братьев и сестер. Кто-то постарше-помладше, кто-то поближе-подальше, отношения по-родственному теплые, царит искренняя взаимопомощь. Есть такие термины: культура организации, управление коллективом, управленческий менеджмент. Так вот, построение межличностных отношений в организации по типу “семейных” дает удивительную социальную устойчивость и, если хотите, производственный эффект. Специалисты прогнозируют, что такая модель скоро попадет в учебные программы вузов мира, которые готовят управленцев персоналом, и из психотерапии уйдет в жизнь.

- Володя, какие психотерапевтические школы сейчас наиболее динамично развиваются в мире?

- Время от времени мы с Иваном развлекались, сталкиваясь с коллегами в лифте или вестибюлях, разгадывая, к какому направлению принадлежит тот или иной специалист. И, представьте себе, чаще всего угадывали. Так вот, самые живые, открытые лица были у представителей психодрамы, позитивной психотерапии и психоаналитиков. Деталь показательна, потому что именно эти три школы наиболее динамично и развиваются в мире. Психоанализ, начало которому положил Фрейд, до сих пор остается самой авторитетной школой и развивается, хотя множество раз ему предрекали конец. Психодрама - тоже старейший метод психотерапии, основанный на проигрывании, проживании ситуаций, в которых, возможно, таится “заноза”. Позитивная психотерапия, напротив, одна из молодых школ, ее основатель - здравствующий и поныне Носсрат Пезешкиан, перс по национальности, получивший классическое европейское образование в Германии. Авторитет позитивной психотерапии стремительно растет в профессиональной среде, может быть, потому, что специалисты этого направления традиционно работают в области семейной терапии, и это важно, коли настала пора возрождения семейных традиций. Наверное, это связано и с тем, что метод построен на стыке разных культур - европейской и восточной. А входя в новый век, мы уходим от европейского высокомерия и начинаем замечать, что другие культуры - азиатская, африканская, латиноамериканская - не менее развиты, и мудрости там не меньше. Позитивная психотерапия призвана взять лучшее в разных традициях, она настроена на принятие и уважение этих культур. А это важно, когда мир будто сошел с ума на почве национальной и религиозной розни.

- Любопытная деталь: доверие к психотерапии в России вроде бы растет, и все же многие даже образованные люди считают, что обратиться к психотерапевту - последнее дело, такой шаг - будто бы признак того, что “сам не способен разобраться со своими проблемами”.

- На Западе все наоборот: если человек не ходит к психотерапевту, значит, его уровень культуры еще недостаточно высок. (У нас ведь и к обычным врачам, извините, не приходят, а уже приезжают на “скорой”). Другое дело, что одним из величайших достижений западной демократии стала жесткая политика в отношении стандартов, существующих в медицине вообще и в области душевного здоровья в частности. История хранит такой факт: даже в самый разгар французской революции и “разгул” демократии был создан медицинский трибунал, призванный строго контролировать уровень медицинской помощи. Такого распространения шаманов, экстрасенсов, астрологов и гадалок, какое царит сейчас у нас, нет нигде в мире. Мы намеренно пытались отыскать в Вене хоть одного экстрасенса - люди с трудом понимали, чего мы вообще хотим. Увы, наше государство даже не пытается оградить своих граждан от этого массового безумия.

- Кроме экстрасенсов во Владивостоке встречала людей, представляющихся, наоборот, психоаналитиками.

- Да запросто: масса людей, которым достаточно каких-нибудь трехмесячных курсов, чтобы так называться. На самом деле метод психоанализа требует длительного образования, практики, и “чистоту своих рядов” охраняет Международная ассоциация психоаналитиков. К слову, в России единственный такого рода профессионал, и работает он в Москве.

- Наши соседи по региону тоже были представлены на конгрессе?

- Да, в Китае, Южной Корее, Японии, Индии психотерапия активно развивается, правда, силами специалистов, получивших европейское образование.

- А российская школа на европейском уровне представлена солидно?

- Вполне, нас признают и с нами считаются. Причем Владивосток звучит наравне с Москвой и Санкт-Петербургом.