Русская Атлантида

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Практически незамеченной оказалась одна из самых значительных дат в истории восточной окраины России. Ровно 200 лет назад, 19 июля 1799 года, была основана Российско-Американская компания, сыгравшая важную роль в утверждении России на Тихом океане. Но почему-то не проводится традиционных в таких случаях научных чтений, выставок, собраний общественности.

А может, в этом беспамятстве есть свой резон? Мало ли какие когда создавались компании - всех, что ли, чтить и чествовать. Тем более что канула РАК в Лету без малого полтораста лет назад.

Думается, это как раз тот случай, когда вспомнить надо. Хотя бы для того, чтобы задаться вопросом: а какой опыт был извлечен из истории этой компании и вообще самого факта Русской Америки?

С одной стороны - мужество и самоотверженность русских первопроходцев, открывших новые земли, первых поселенцев, развивших пушной промысел, скотоводство, землепашество, строивших порты и верфи, открывавших православные храмы. С другой - отсутствие какой-либо стратегической государственной линии.

Позади уже были бескрайние и по сути пустынные сибирские и дальневосточные земли - осваивай сколько душе угодно. Нет же, захотелось еще одного континента. А между тем здесь уже вовсю хозяйничала растущая и крепнущая прямо на глазах молодая американская нация. Россия же, в смысле ее верховная власть, смотрела на Русскую Америку как на неистощимую ниву, с которой только можно снимать урожай.

В 1867 году Аляска была уступлена США всего за 7,2 миллиона долларов, по тогдашнему российскому курсу - 11 млн. рублей. Горький и поучительный урок. Но, как показала жизнь, опыт Русской Америки, которую справедливее всего следовало назвать Русской Атлантидой, не был учтен.

Пройдет 100 лет, и снова Россия развернет еще более масштабную акцию по освоению восточной окраины. Можно только порадоваться за наших предков, строивших Транссиб, открывавших порты по всему берегу Тихого океана, развернувших гигантскую переселенческую политику, в результате которой огромные территории ранее пустовавших земель были пущены в хозяйственный оборот.

Но была и оборотная сторона - КВЖД и Харбин, Дальний и Порт-Артур. В далекой столице не догадывались, что это уже перебор, что рано или поздно все достанется другим.

Ларчик открывается просто. Российская верховная власть смотрела на свои восточные территории как на колонию.

Впрочем, разве сегодня иначе?