Первые книги Владивостока

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Для страстного книгочея, как известно, толстый роман или томик стихов в старинном сафьяновом переплете дороже всех богатств на свете. Можно только догадываться, как страдали первые жители Владивостока, среди которых было немало блестяще образованных морских офицеров, от отсутствия на далекой окраине России газет, книг и журналов. Поэтому не случайно с первых лет существования поста Владивосток стал подниматься вопрос об организации здесь общедоступной бесплатной библиотеки-читальни, книжных складов и даже магазинов. Речь велась также о создании собственной типографии. Но прошло немало лет, прежде чем эта идея получила свое развитие. А пока книги попадали во Владивосток очень редко, в основном - из европейской части России. Зачастую между выходом издания в свет и появлением его на берегах Тихого океана проходили годы.

Журналы 60-х и 70-х годов, которыми зачитывалась вся образованная Россия: “Современник”, “Отечественные записи”, “Вестник Европы”, “Дело”, также были здесь крайне редкими гостями. И тем не менее и сюда, за тысячи верст от Москвы и Санкт-Петербурга, доходили стихи Пушкина, Лермонтова, опального Герцена.

Вскоре и на далекой окраине России появились свои первые типографии - при приамурском генерал-губернаторе, Обществе изучения Амурского края, а также в Восточном институте.

В 1885 году городская дума поручила управе разработать план учреждения бесплатной библиотеки во Владивостоке. Спустя год была подготовлена и организована комиссия, в состав которой вошли В. Мартынов, А. Зуев и В. Маргаритов. Но комиссия с этой задачей не справилась - не было средств.

Начали выпрашивать у думы кредит в 250 рублей, чтобы выписать свыше 30 периодических изданий и создать наконец библиотеку. Ее назвали Владивостокским городским кабинетом для чтения.

Библиотека для посетителей была открыта в здании городской управы в маленькой, неуютной комнатке, а когда начали поступать книги, здесь стало так тесно, что некоторым посетителям негде было даже присесть.

Библиотеку переводили из одной комнаты управы в другую, но проблему нехватки площадей это так и не решило.

В 1897 году заведующим кабинетом библиотеки был назначен В. Горохов. Этот трудолюбивый человек, сам страстный книгочей добился-таки, чтобы библиотечные площади расширили, а книги при желании читателей выдавались на дом. Создан был и новый комитет, в его состав вошли Кедролинский, Филипченко, Некрасов, Красовский, Циммерман и Матвеев (автор известной книги о Владивостоке).

В 1902 году дума решила присвоить библиотеке имя Н. В. Гоголя по случаю 50-летия со дня смерти великого писателя.

И все же библиотечный фонд продолжал оставаться мизерным. Не хватало классики, новых изданий по истории, культуре.

Заметной фигурой в области местной книготорговли был С. А. Зензинов. Книги, изданные им в Москве, Нерчинске, шли нарасхват. Во Владивостоке они появились в 90-х годах прошлого века. После смерти Зензинова его книжное дело, увы, пошло на убыль. И Владивосток снова остался без книг.

Пыталось создать свое книжное дело во Владивостоке на рубеже ХIХ-ХХ веков товарищество по вере компании Сущинского, издававшее газету “Восточный вестник”, но просуществовало оно недолго.

Около тысячи томов книг пожертвовал библиотеке им. Н. В. Гоголя житель города, известный цветовод Б. Д. Оржих. Но прошло пять лет, прежде чем эти книги попали в руки читателей. Нужно было изготовить книжные шкафы, столы, оборудовать помещение под книгохранилище.

Серьезное внимание книжному делу уделяли Владимир Филипченко и Николай Ремезов, редактор газеты “Владивосток”.

В конце 1907 года дума избрала новый библиотечный комитет, куда вошли Н. Матвеев, Н. Белов, П. Подгорбунский, Б. Перлин и С. Серебряков. В это время библиотеку посещали уже свыше 300 человек.

Книготорговля в крае медленно, но неуклонно развивалась. Особенно бойко она велась на прижелезнодорожных вокзалах края. Активное участие, хотя и непродолжительное время, в этом деле принимали Янковский и Трусов, Синкевич и Курманаевский. Книготорговцев обвиняли в том, что они мало заботились об интересах читателей, поздно доставляли во Владивосток модные книжные новинки. Не устраивала многих и довольно высокая цена на книжные издания, хотя, понятно, что транспортировка требовала неизбежных и больших затрат.

Владельцы книжных магазинов сами нередко несли большие убытки. Наиболее стабильно себя чувствовали продавцы конторских принадлежностей, а также распространители по поручению издательских фирм толстых журналов с приложениями - например, “Нивы”.

Библиотека пополнялась все новыми и новыми книгами. Сами жители Владивостока пожертвовали ей несколько тысяч экземпляров книг. А у одного из горожан была куплена частная библиотека редких экземпляров в количестве 2500 изданий. Городская казна ежегодно отпускала на содержание библиотеки 2500 рублей.

На окраинах города - в Матросской и Рабочей слободках, в Куперовой пади и на Первой Речке открылись четыре новых библиотечных отделения, рассчитанные на работу с беднейшим населением города.

В 50-е годы мне удалось познакомиться с Марией Сергеевной Лукашенко-Кириллович, которая жила на 4-й Рабочей. Она рассказала, как вместе с мужем, Филиппом Ивановичем, они создавали библиотеку для жителей Рабочей слободки. Городская управа выделила им скромные денежные средства на несколько сот дешевых книг, в основном брошюр. Всю классику, справочную, энциклопедическую литературу они покупали за свой счет. За несколько лет они так пополнили свою библиотеку, что им пришлось расширить помещение. Библиотека Лукашенко-Кирилловичей пользовалась большой популярностью у местного люда. Книги здесь брали с большой охотой и всегда возвращали вовремя и в полной сохранности. А “заразились” этой страстью к книгам супруги от Николая Ремезова, с которым были большими друзьями.

В тридцатых годах в доме Лукашенко-Кирилловичей сотрудники НКВД произвели обыск. Филиппа Ивановича, судя по всему, ждал арест. Он почувствовал это и покончил жизнь самоубийством. Марии Сергеевне, вдове, “посоветовали” библиотеку продать, а еще лучше безвозмездно передать ее главному начальнику коммунального хозяйства города С. Иванову, который считал себя правнуком Достоевского.

Некоторые уцелевшие книги мне удалось приобрести у самой Марии Сергеевны. На них можно увидеть печать и надпись: ”Лукашенко-Кириллович” или “Библиотека Рабочей слободки”.

Впрочем, еще в начале века во Владивостоке были люди, которые свою частную библиотеку предлагали для общего пользования. В 1901 году М. Янковский имел библиотеку, которая насчитывала 1000 томов.

В 1906 г. такую библиотеку в центре города открыли братья Синкевичи, которые содержали еще большой книжный магазин. К тому времени в ее фондах насчитывалось около 4 тысяч книг. В 1919 году их было уже 12 тысяч.

К сожалению, со временем все чаще стали пачкать книги, вырывать целые страницы, исписывать их площадной бранью. И Синкевичам пришлось самим стать на защиту книги - они подняли налог на пользование книгой с 1 до 30 рублей.

А городская библиотека им. Н. В. Гоголя прекратила выдавать книги на дом.

В 1913 году по распоряжению военного губернатора в библиотеке-читальне был произведен обыск, а точнее сказать, погром. Жандармы изъяли около 1000 запрещенных книг без всякого акта конфискации. Библиотеку закрыли, а спустя некоторое время она снова начала работать.

В 1917 году, когда был призыв помочь библиотеке, жители города сдали сюда безвозмездно около 25 тысяч книг, спустя еще несколько лет фонды библиотеки превышали 50 тысяч экземпляров.

Только за 1918 год читальный зал посетило около 40 тысяч человек, а на дом было выдано 45 тысяч книг. Вот такая статистика была тогда. Сейчас, увы, книга не пользуется такой популярностью и признательностью.