“Налог” на школьника

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В бюджете семей, где растут дети школьного возраста, появилась новая статья расходов - на ремонт школы. Большинство родителей к этому уже привыкли. Сбор денег начинается с приближением лета, и происходит это примерно так: во время родительского собрания классный руководитель просит всех окинуть взглядом помещение, как правило, к концу учебного года несколько потрепанное и облезлое, и задает риторический вопрос: “Хотите ли вы, чтобы ваши дети и в следующем году учились в такой обстановке?” После этого начинается сбор денег, а родители используются в качестве бесплатной рабочей силы.

В неоправданных поборах обвиняют родители учителей бюджетных школ

“Берут” по-разному. Где 100, где 150, а где и 300. Этих денег хватает лишь на то, чтобы побелить-покрасить классы да повесить новые занавески. Между тем школам требуется и другой ремонт, сделать который, используя родительские взносы, совершенно нереально - слишком большие суммы нужны для того, чтобы залатать протекающую крышу, сменить электропроводку и сантехнику, перестелить прогнившие полы...

Аэродинамическая труба

“Эта школа частная или государственная? Государственная. А раз так, то пусть оно, родное, ее и ремонтирует”. Примерно так рассуждают те, кто не согласен регулярно отстегивать свои кровные по всем мыслимым поводам. И формально они правы.

Недавно в редакцию пришло письмо, правда, без разборчивой подписи, где излагаются просто ужасающие факты: дескать, в одной из владивостокских школ поборам нет конца. Директор, пишется далее, задерживает выплату зарплаты учителям до тех пор, пока все ученики их класса не сдадут деньги, вынуждая таким образом педагогов давить на детей, а те, в свою очередь, - на родителей. Проконтролировать расходование собранных средств нет никакой возможности - директор не является на родительские собрания. При этом не видно никаких результатов: собрали немаленькую сумму на ремонт раздевалки - дети же весь год носили за собой верхнюю одежду в мешках. Организовали охрану - она исчезла задолго до того срока, который оговаривался с родителями, безропотно “забашлявшими” за безопасность своих чад. Прямо аэродинамическая труба.

Судя по письму, средства в этой школе собираются немалые: “Мы знаем, что кроме денег, собранных с родителей, были спонсорские взносы, помощь оказывал хлебозавод, вступительный взнос - 3 тысячи рублей - платили за первоклассников, брали взносы с тех, кто оставался в десятом классе, с новеньких. И где же эти деньги?”

Директор этой школы, энергичная женщина, отказалась хоть как-то прокомментировать письмо.

- Вы посмотрите, сколько у меня таких анонимок лежит, - трясла она в воздухе пухлой папкой. - Я не собираюсь отвечать на каждую! В школе постоянно проходят проверки, но никакого криминала до сих пор не нашли”.

Если не нашли нарушений, это не значит, что их не существует. И это косвенно подтверждают многочисленные письма с жалобами. Анонимки? Ну и что. Ведь очевидно, что авторы не подписываются своими полными именами из-за опасения, что их детям в школе устроят настоящий ад.

Директора, однако, тоже можно понять. Здание школы, построенное в 1936 году, судя по всему, не один десяток лет не видело капитального ремонта. А не так давно в нем даже случилось ЧП - обвалился потолок. Ситуация оказалась настолько серьезной, что вставал вопрос о полном закрытии школы.

В городском управлении народного образования по поводу поборов сказали буквально следующее: “А что вы хотите, если вот уже несколько лет деньги выделяются лишь на зарплату учителям, а на ремонт не было перечислено ни копейки. В школах нет денег даже на мел - его покупают сами ученики. Поборы происходят повсеместно, и к нам тоже приходят жалобы от родителей. Мы передали их в прокуратуру, пускай разбираются правоохранительные органы”.

Прокурор сенсаций не обещает

Прокуратурами всех районов города сейчас ведется широкомасштабная проверка школ. Предварительные результаты показывают: сенсаций она не принесет. Громких судебных процессов над школьным руководством за присвоение собранных с родителей средств не будет. Однако масса мелких нарушений все-таки обнаружена. Ситуацию комментирует Юрий Авраменко, заместитель прокурора Первореченского района:

- Вообще-то добровольные родительские пожертвования на нужды школы сами по себе криминалом не являются. Они даже предусмотрены законом об образовании. Но то, как они собираются, не выдерживает никакой критики. Во-первых, из добровольных они стали обязательными. Никем не принимается во внимание уровень доходов родителей и то, сколько детей из одной семьи учится в этой школе, - сбор денег ведется “с головы”, а сумма для всех устанавливается одинаковая.

Основные нарушения, допускаемые директорами школ при сборе “добровольных” пожертвований, заключаются в неправильном их оформлении. Прежде чем начать сбор денег, в школе должен быть создан попечительский совет, как и всякая общественная организация, зарегистрированный и имеющий устав. Однако ни в одной из первореченских школ такого совета нет, что является грубым нарушением. Правда, директора школ пытаются создать видимость законности - везде есть протоколы собрания родительских комитетов, давших “добро” на проведение добровольного мероприятия. Только вот зачастую все решается при отсутствии доброй половины его членов.

Перечисляться собранные средства должны через Сбербанк на расчетный счет школы, однако везде они берутся наличкой - никто не хочет связываться с банками в наши смутные времена, особенно после 17 августа прошлого года.

Еще Юрий Авраменко рассказал, что много нарушений связано с наймом охраны: директора школ, желая по вполне понятным причинам сэкономить, привлекают в качестве таковой людей, не имеющих лицензии на право предоставлять подобные услуги. Кое-где под видом грозных секьюрити сидят обычные дедушки-пенсионеры. И не дай бог, если в такой школе возникнет ситуация, требующая силового вмешательства.

Многие школы сдают в аренду свои территории и помещения, руководствуясь все тем же желанием - подзаработать денег. Подобная практика определяется как “использование территорий, не соответствующее задачам образовательного учреждения”. Кстати, “В” уже писал об автостоянках на школьных стадионах, ставших обыденным явлением.

Сами работники прокуратуры относятся к школьным руководителям с долей понимания. Но закон есть закон, и раз уж нарушения, как говорится, налицо, то и наказание виновные понесут обязательно.

Родители школьников должны помнить: никто не может заставить вас платить деньги на нужды школы, если вы сами этого не хотите. Все пожертвования - добровольные. Так что если сумма в 250 - 300 рублей грозит пробить в вашем бюджете солидную брешь - не стесняйтесь, идите к директору школы, объясняйте ему всю тяжесть вашего материального положения. Давить на вас или вашего ребенка, вымогая заветную сумму, он не вправе.

Если же вы помогли школе, но не уверены, на дело ли пошли эти средства, то тоже не бойтесь идти к директору и требовать у него подробнейшего отчета с предоставлением всех ведомостей и накладных.

Ну а если вам показалось, что директор все-таки хитрит, да еще и пытается отыграться на ребенке за ваше любопытство, значит, на него надо жаловаться. В управление образования или прямо в прокуратуру.

Кто почистит авгиевы конюшни

Собственно говоря, этим должна заниматься городская администрация. Или хотя бы финансировать процесс; родители, как это было раньше, думается, будут не против побелить-покрасить, а уж специальные службы занялись бы капитальными работами, например, внутренними водо-, теплосетями. И, кажется, у школ на горизонте замаячила именно такая перспектива.

В городском комитете по общему и профессиональному образованию, курирующему все муниципальные школы, есть специальный отдел, отвечающий за их техническое состояние. Но в последние несколько лет его специалисты занимались исключительно тем, что составляли сметы на капремонт и уговаривали мэрию выполнить свою прямую обязанность - выделить деньги на его проведение.

- Пока у власти находился Черепков, все наши расчеты оставались на бумаге, - говорит Татьяна Пчельникова, начальник отдела строительства и капитального ремонта. - Такое его отношение очень быстро принесло свои плоды: здания ветшали на глазах, неустраненные аварии влекли за собой букет последствий, и в результате некоторые школы оказались перед угрозой закрытия из-за того, что в них стало просто небезопасно находиться.

Между тем ситуация была хорошо известна черепковской команде и лично экс-мэру. Представительные комиссии из “Серого дома” неоднократно выезжали на “объекты”, дабы воочию убедиться в масштабах разрухи. Но дальше обещаний помочь дело не шло.

Теперь “лечить” этот крайне “запущенный случай” предстоит новой администрации, иначе через пару лет детям просто-напросто негде будет учиться.

Первые же суммы, поступившие на счет городского комитета по образованию, оживили его работу.

- Мы, - продолжает Татьяна Пчельникова, - составили своеобразную очередь: в первую голову ремонтировать те учреждения, которые стоят на грани закрытия.

Сейчас во Владивостоке полным ходом идет ремонт школьных крыш, после чего смело можно будет приступать к электропроводке - она больше не будет заливаться водой и коротить во время обильных приморских дождей. Перестанут обваливаться потолки, сыреть и тихо разрушаться здания. Ремонтируются системы водоснабжения, отопления и канализации. Все работы должны быть закончены к началу учебного года. Времени остается все меньше, а это значит, что работы должны вестись просто бешеными темпами.

Всего на эти цели администрация города выделила 1900 тысяч рублей, и это еще не предел. Многие материалы приобретаются по взаимозачетам с городским бюджетом. Помогает и краевая администрация.

Впервые за последние несколько лет в управлении капремонта сделан запас стройматериалов на всякие непредвиденные случаи. Говорят, что Юрий Копылов держит все работы под своим непосредственным вниманием, и есть надежда, что первого сентября дети придут в отремонтированные школы.

Но покраска и побелка не вписались в этот глобальный план. Не потому, что чиновники о них забыли. Просто даже при том финансовом потоке, что обрушился на школы, на косметический ремонт денег все равно не хватит. Школы Владивостока настолько обветшали за последние три года, что для того, чтобы полностью, на 100 процентов, привести их в порядок, не хватит всего городского бюджета.

А значит, и поборы с родителей будут продолжаться - если школьные классы и коридоры будут выглядеть слишком уж несвежими, занятия запретит горсанэпиднадзор. Сейчас ищутся “альтернативные” формы косметического ремонта. Например, там, где это возможно, покраска стен заменяется тщательным их мытьем. А в тех случаях, когда находятся краска и известь, в школах создаются детские бригады из старшеклассников. За свою работу они получают продуктовые наборы на сумму 108 рублей от центра занятости и по 92 рубля “живыми деньгами” от городской администрации.

Этот метод оказался очень эффективным, ведь таким образом убиваются сразу два зайца - школа ремонтируется при минимуме затрат, а дети занимаются полезным делом и приобретают некоторые навыки, которые ох как пригодятся в будущей взрослой жизни.

Возможно, он будет взят на вооружение и будущим летом. Тем более что в комитете образования нас заверили - если финансирование не прекратится и будет существовать хотя бы в тех же объемах, что и сейчас, то уже в течение года ситуация перестанет быть чрезвычайной. Школы будут планомерно готовиться к первому сентября, и тогда, возможно, не придется собирать с родителей деньги на краску, шторы, мел...