И зазеленеет мертвый пень...

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

У Татьяны Жуковой божий дар - она делает красоту из ничего. Засушенная травинка, замысловатая коряжина, отбеленный морской солью катышек - все это у нас под ногами. Нужно только остановиться и нагнуться. Может быть, даже проползти на четвереньках. Вот уже 15 лет занимаетсяона экологическим дизайном

Это программа школы будущего. За одну парту Татьяна усаживает и детей, и учителей. Впрочем, парта - это весьма условное понятие. Ее класс - берег моря, лесная поляна, таежная тропа.

В одной из школ, где она работала,Татьяна вместе с друзьями, учителями, ребятами начала устраивать орокарий. Своеобразный мини-ландшафт: горы и возвышенности прекрасно имитируют насыпи щебня, отмытых морем камней, стекляшек, а рядом вольготно расселились таежные травы, цветы, дикие кусты, лианы - реликтовые и самые обыкновенные.

Два месяца тяжелейшего труда. Они перетаскали на себе груды земли, щебня. Поэтому своих помощников Т. Жукова просила назвать поименно: Светлана Соловей, Елена Богалей, школьники Саша Осипов, Дима Лаптев, Лена Пак, Данил Бобков, Егор Щербаков, Роман Бутько.

- В чем прелесть этой “клумбы”? - рассказывает Татьяна. - По ней можно гулять. Внимательно рассматривать каждую травинку, прикасаться к ней руками. Мы сюда сотни растений из тайги перенесли. А ведь каждое из них дарит не только красоту - оно лечит, оберегает. В деревне на Украине, где я выросла, цветочки называли маленькими ангелами. И не случайно. Одни из них лечат от хвори, другие - от тоски, плохого глаза. Вот ландыш - он успокаивает, хвощ очищает организм от всякой дряни, вехом ядовитым в старые времена в народе даже такую дурную болезнь, как сифилис, лечили.

Мы тоже погуляли по этой необычной клумбе, в центре которой высится гигантский столетний пень. После того как под ним сделали подкоп (помогли служивые из в/ч), мертвый спилок ожил, пустив молодые малахитовые побеги, а в небольшом водоемчике, образовавшемся среди корней-спрутов, собираются завести тритончиков - на радость детворе.

Не так давно на занятиях у Татьяны Жуковой побывали две американки, приехавшие во Владивосток по линии Ротари-клуба. Они провели рядом с ней целый день и уходили с картинами, которые написали сами. До этого ни одна из них кисточки в руках не держала. Американки были потрясены всем увиденным и происшедшим с ними...

- Экологический дизайн в рамках школьного обучения - это программа будущего, программа, которая может сделать каждого ученика счастливым, - говорит Татьяна. - Она очень проста. Ребенок должен расцвести, раскрыться, как цветочек. Для этого важно только одно - чувствовать природу, она поможет маленькому человечку - а флористике я вообще начинаю учить с трех лет - ощутить себя волшебником, творцом.

Часто думаю, почему раньше в деревне всегда находился какой-нибудь дед Иван или бабка Луша, к которым сбегалась под крыло ребятня, где ей было тепло и спокойно. Там их могли утешить добрым словом, теплым взглядом. А куда бежать современным детям от проблем, сложностей? Ведь педагогика по большому счету - это насилие. И не каждый ребенок его способен выдержать. Мой предмет - это как раз то “доброе плечо”, в которое можно уткнуться. Дети, объединившись на занятиях в творческом процессе, раскрепощаются на глазах, лучше понимают друг друга, становятся добрее. Мы работаем с природным материалом: ракушками, сухоцветами, камнем (фактура, форма, цвет), учимся делать перламутровые краски. Занимаемся живописью, графикой, конструированием. Ребята своими руками могут сотворить ромб, куб, потрогать острый угол. Пластика из тростника - это тоже мое маленькое, а может быть, даже большое открытие.

Эту программу я опробовала в школе Комашинского, в пос. Славянка. Год знакомила с ней педагогов в институте повышения квалификации учителей.

У Татьяны Жуковой абсолютный слух на “музыку” природы. В 5 лет она “намалевала” свою первую иконку - в подарок бабушке. От старушек потом отбоя не было. Она действительно может сделать счастливым и старого, и малого. И город наш украсить чудо-клумбами, дендрариями, орокариями. Но почему-то дар ее так мало востребован. А оценен и того меньше. Может быть, потому, что когда народ валом валил на выставку японских змеев, ее экспозицию “Экологический дизайн”, которая разместилась в соседнем музейном зале, зашли посмотреть только японцы...