“Бывают странные сближения...”
Есть какая-то сокровенная для русской культуры логика в том обстоятельстве, что день памяти просветителей славянства святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 24 мая и день рождения Пушкина 26 мая по ст. ст. оказались “странно сближены”. Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности и Пушкин - основоположник русской литературы.
Аура святости, освещающая Пушкина, зримо воплотилась и в пространстве нашего города. Пушкинский сквер разбит рядом с первой владивостокской церковью - Успения богоматери, в которой хранились Евангелие в серебряном окладе и дарохранительница, пожертвованная великим князем Константином Николаевичем на фрегат “Паллада”, во время спуска которого на воду в 1833 году в Петербурге присутствовал Пушкин. Судьбы Пушкина, Петербурга, Владивостока и нас с вами оказались исторически связаны и тесно переплетены. Владивосток формировался как военно-морской город, а кузницей военно-морского флота был Петербург. Не случайно, что залив наш называется заливом Петра Великого, и понятно, почему так грандиозно и по-особенному отметил Владивосток в 1899 году 100-летний юбилей поэта: двухмесячный пушкинский праздник, факельное шествие, издание сборника пушкинских стихотворений, переименование улиц, принятие решения о создании Народного дома им. Пушкина, создание пушкинского театра, над сценой которого будут слова: “Жизнь без работы - воровство, жизнь без культуры - варварство”.
Откуда такой всплеск культурно-творческой жизни на далекой окраине России? Совершенно очевидно, что военные моряки пытались пушкинский юбилей превратить в первое культурное событие для молодого, только возникающего на восточных границах империи города. Им важно было инициировать развитие местной культуры, связать ее с национальной традицией, осознать и укрепить свою связь с общерусскими культурными центрами. В этом смысле можно сказать, что культура начиналась здесь с Пушкина.
Так закладывалась наша приморская пушкинская традиция.
Понятно при этом, что культура может существовать только в том случае, если есть носители этой культуры. Именно поэтому 24 мая 1899 года было подписано положение о создании Восточного института (открытие которого состоялось осенью), положившее начало развитию высшего образования в Приморье. И конечно, первыми преподавателями этого учебного заведения были специалисты, приглашенные из Санкт-Петербургского университета.
Не случайно сегодня, в 1999 году, пушкинский юбилей и юбилей высшего образования в Приморье совпали. И место этого совпадения - Дальневосточный государственный университет, крупнейший на Дальнем Востоке вуз, связанный с изучением истории русской и мировой литературы. Именно поэтому в юбилейный год ДВГУ стал научной базой всех организуемых в крае пушкинских юбилейных торжеств, в центре которых - международная научно-практическая конференция “Александр Сергеевич Пушкин - эпоха, культура, творчество (традиции и современность)”, призванная консолидировать усилия ученых, посвятивших свою научную деятельность изучению русской культуры...
Есть какая-то загадочная закономерность в том, что смена столетий в русской истории, по крайней мере, с XVII века оказывается отмечена необычными событиями как общественной, так и культурной жизни. С одной стороны, резко усиливается хаотичность бытия в результате социальных революций, с другой, как бы реагируя на дестабилизацию жизни, возникают необычные всплески творческой деятельности (пример тому “золотой”, “серебряный” века), призванные усмирить бушующую стихию страстей. В этой общей закономерности особое место принадлежит Пушкину, явление которого в самый канун XIX века было отмечено как “пророческое” (Ф. Достоевский).
Сейчас Россия, вновь ввергнутая в катастрофический общественный переворот, с замиранием и радостным удивлением обнаруживает одно абсолютно светлое явление - день рождения Пушкина. Событие, которое в любом случае рождает в душе надежду на возможность очередной победы тонкого и хрупкого мира культуры над безудержной жизненной стихией.
“Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе”,
- обращался к Пушкину Блок перед самой своей смертью. Бесспорно, что Пушкин - русский поэтический гений, бесспорно, что Пушкин - центр русской культуры. Но Пушкин еще и гений жизни, могущий восхищать нас не только литературным мастерством, но и умением жить.
Осмысляя пушкинскую судьбу, невозможно не увидеть, сколь несвободной была его жизнь: лицей - по воле родителей; юг - ссылка; Михайловское - ссылка; даже знаменитая болдинская осень - это холерные картинки. Но рядом расцветает творчество: лицей - это дружеские послания и первые любовные элегии; юг - это южные поэмы; Михайловское - не только переезд в среднюю полосу России, но и углубление в ее историю; болдинская холера - “Пир во время чумы”. Он своей жизнью доказал высшую человеческую способность превращать несвободу и тяжести жизни в свободу духа и творчества: “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать”. Он имел право написать: “И в свой жестокий век восславил я свободу...”
И вся эпоха, не без скрипа конечно, мало-помалу стала называться пушкинской... Анна Ахматова точно заметила: “Он победил и время, и пространство”. Творческое начало дает каждому возможность стать выше обстоятельств в жизни. Сегодня на крутом вираже особенно тревожным становится растерянность человека, теряющего не только экономическую почву, но и духовные ориентиры. Душа не терпит пустоты - она жадно ищет источники внутренней жизни. У нас он есть: это наша собственная культура, способная обернуться духовным посохом, на который может опереться современный человек в самом трудном для себя подвиге - подвиге человеческой жизни.
Когда Александра Сергеевича не стало, Одоевский записал: “Солнце русской поэзии закатилось”. Для русской традиции метафора “солнце земли” прежде всего связана с обрядами русских святых.
Но встает солнце раньше всего на востоке.