Потому горы - светлые...

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В приморский поселок Светлогорье, что на самом севере Пожарского района, попасть можно только через Хабаровский край. С гострассы за городом Бикином надо свернуть направо, взобраться по грейдеру на хребет Сапун, по которому проходит граница между этими дальневосточными территориями, и с него скатиться в долину знаменитой Первой речки.

Вспоминаем иногда голубые города

А знаменита речка тем, что работавшие здесь по рекомендации геологов Таежной экспедиции Лермонтовская геологоразведочная партия Южно-Приморской экспедиции и Чугуевская геофизическая партия Кавалеровской экспедиции в 1970 году открыли именно в этом месте богатейшее месторождение вольфрамовых руд - “Лермонтовское”. Официально комиссией территориального геологического управления первооткрывателями месторождения были признаны геологи В. Оленев из Рощино, партия которого первой выявила шлиховые ореолы шеелита и коренные источники их выноса, и Ю. Максименко из Владивостока, коллектив которого открыл промышленные запасы вольфрамовой руды. Затем уже рощинцы основательно и надолго обосновались в этой долине, назвав геологоразведочную партию Первореченской. Началось доскональное изучение месторождения и подготовка к промышленной разработке.

Это было время романтиков - первооткрывателей, мечтающих в прожженных кострами палатках о голубых городах. Тогда, в 50-60 годах, чуть ли не вся молодая Россия, будто вспомнив в очередной раз пророческое указание Ломоносова о приращении российского богатства Сибирью, ринулась на восток. И в Приморье появились города и поселки из мечты молодых первопроходцев середины уходящего сейчас века: Находка и Арсеньев, Кавалерово и Восток, Славянка и Лучегорск и еще многие другие.

Горняцкий поселок Светлогорье в этом ряду, пожалуй, был одним из последних, эпоха бескорыстных и безоглядных романтиков-энтузиастов заканчивалась. И все же в этом было свое везение: если в более старых первостроители давно перешли в разряд беспомощных пенсионеров, то здесь большинство основателей поселка пребывают в добром здравии, что помогло без особых потерь пройти перестроечно-перестрелочные годы и достойно войти в рыночные отношения.

Находят партнеров и за океаном

Как многое в нашей жизни порой зависит от мнения или решения лишь одного человека. Полтора десятка лет назад в этом нарождающемся поселке, не имеющем даже собственного имени, молодым горнорудным предприятием руководил выходец с Урала, необычайно влюбленный в ту свою малую родину. И когда решался вопрос о присвоении имени поселку, он настойчиво предлагал сказочно-загадочное слово “Малахит”. Однако другой человек, пришедший ему на смену, провел свою жизнь на Дальнем Востоке и потому решил, что имя поселка должно соответствовать его существу и быть понятным каждому. Так и родилось это светлое и чистое имя Светлогорье.

Как бы то ни было, но Виктор Майоров, нынешний генеральный директор горнорудной компании в Светлогорье, возглавил предприятие именно в середине 80-х. Тогда успели еще испытать на себе светлогорцы внимание правительства: предприятие входило в группу “Сто” и не испытывало недостатка в государственном финансировании. За 3-4 года прорубили сквозь горную тайгу дорогу к автотрассе Владивосток - Хабаровск, одновременно возводили корпуса промзоны с обогатительной фабрикой и сам поселок. Начали давать продукцию в том числе для оборонной и космической промышленности. А уровень жизни светлогорцев стал предметом зависти жителей ближних сел и даже городов.

И вдруг все рухнуло: и Страна советов с ее военно-космическими амбициями, и экономика России в целом, не выдержавшая реформаторских экспериментов теоретиков. И продукция всего двух уцелевших в России предприятий по выработке вольфрамового концентрата - в приморских поселках Восток и Светлогорье - оказалась на многие годы невостребованной. Предприятию, фактически брошенному государством на произвол судьбы, пришлось начинать все с нуля, восстанавливать порушенные экономические связи, устанавливать новые. Из этого тяжелейшего испытания горнорудная компания из Светлогорья вышла относительно благополучно: сохранили производственный потенциал и основные кадры квалифицированных работников. Восстановили связи с уцелевшими заводами по переработке вольфрамового концентрата в странах СНГ - на российском Северном Кавказе и в Узбекистане. Вышли самостоятельно и на мировой рынок, чего раньше никогда не было: наладились устойчивые контакты с фирмами Японии, США, Бельгии, Германии. Хотя сделать это было очень непросто: на мировом рынке пока лидирует аналогичная продукция КНР из-за дешевизны рабочей силы и электроэнергии. В себестоимости же нашего вольфрама, как известно, заложен тяжеленный энерготариф.

Пройдя критическую отметку падения где-то год-два назад, горнорудная компания в Светлогорье все прочнее становится на ноги. Как известно, любое горнорудное предприятие не может надежно работать без перспективного наращивания сырьевой базы. Раньше этим делом занималась геологоразведочная партия Таежной экспедиции. Но эта, некогда гремевшая по всему Дальнему Востоку геологоразведка сегодня практически недееспособна. Лучшие молодые специалисты уехали на заработки за рубеж - ищут драгоценные камни и металлы в том числе и в Кордильерах Южной Америки, другие занялись частным предпринимательством или перешли на работу в сферы, совсем не близкие к геологоразведке.

Попробовали сами вести разведку, но вовремя остановились - специфическое дело не приемлет дилетантства. Избрали иной путь: углубленная переработка вольфрамового концентрата. Для этих целей выбран принципиально новый, малоотходный и ресурсосберегающий процесс, испытанный на материалах отечественных и зарубежных месторождений. Строительство гидрометаллургического цеха позволит создать до сотни новых рабочих мест и начать переработку накопленных за минувшие годы в хвостохранилище рудных отходов. Это дает предприятию перспективу на десятки лет надежной работы. Но, конечно же, нужны деньги, и очень большие. Руководство компании ищет заинтересованных инвесторов, и, кажется, наметились перспективы.

Появилась в поселке “мама”

Невелик поселок - всего 12 пятиэтажек да улочка коттеджей. Плюс корпуса больницы, школы, детского сада. За годы реформаторского лихолетья население сократилось почти на треть - сейчас здесь живет чуть больше 1700 человек. Много квартир пустует: говорят, любую из них желающий может купить, заплатив не более 20-30 тысяч. На въезде - производственные сооружения горнорудной компании, в которой работает каждый третий житель Светлогорья. Еще каждый третий житель ходит в среднюю школу и детский сад. Ну а последняя треть - это медики, учителя, воспитатели, работники сферы обслуживания, культуры и торговли. Ну и, конечно же, нигде не работающие домохозяйки и старики-пенсионеры, которых здесь человек 120. И о всех этих людях болит голова у Надежды Гуз, возглавляющей здешнюю власть.

Надежда Михайловна приехала сюда всего лет 5 назад - до этого работала в одном из отделов районной администрации в Лучегорске. В Светлогорье к тому времени из-за остановки предприятия и задержки на многие месяцы зарплаты людей охватила паника. За короткое время сменилось несколько руководителей местной власти. Мужчин, между прочим. А она, взяв рычаги управления, устояла.

Горнорудная компания - предприятие градообразующее: встала на ноги она - стал оживать и поселок. Местная власть и руководство компании работают во взаимодействии, так как, кроме них, некому побеспокоиться о жителях поселка. Жилье, свет, вода, тепло - все это на обслуживании предприятия. По этой причине здесь довольно благополучно пережили зиму, ни разу не прервали учебу в школе. Компания, взяв на себя заботы по жизнеобеспечению поселка, предоставила тем самым возможность местным властям заниматься чисто житейскими проблемами - благоустройством, бытом и досугом, помощью малоимущим и престарелым. Сделали лавочки у подъездов домов - благо. В полупустующем детском саду организовали кружок шейпинга для взрослых и детей, радиокружок, а в бывшем отделении связи, переехавшем в другое помещение, открыли детский клуб с комнатами для кружковой работы. Думают об асфальтировании дорожек возле жилых домов - даже это дорогостоящее дело становится по плечу. Малообеспеченные и старики на особом контроле: случись задержка с зарплатой на пару месяцев - помогают за счет небольших доходов, полученных при выдаче предпринимателям лицензий и патентов. А не хватает этих денег, обращаются за помощью в районный отдел социального обеспечения.

По сравнению с другими поселениями Пожарского района здесь какой-то особенно благоприятный житейский микроклимат: самая низкая преступность, доброжелательное отношение жителей друг к другу, любовь большинства жителей к своему красивому и тихому поселку. Это обстоятельство, видно, побудило районные власти несколько лет назад перевести сюда из Лучегорска детский приют “Лучик”. Он органично вписался в жизнь молодого поселка. Обездоленные детишки нашли здесь новую, добрую и заботливую семью.

Воспитатель Татьяна Филатова рассказала трогательную историю о том, как маленький мальчишка, после прибытия в приют промолчавший несколько месяцев, вдруг заговорил, и первое слово, с которым он обратился к воспитателю, было “мама”.